Библейские Истины
Бесплатная подписка

Отношение Иисуса к молитве (PDF) PDF-версия

Отношение Иисуса к молитве

В этом месяце мы посвятили статью исследованию значения молитвы для Иисуса Христа. То, как высоко Слово Божие чтит молитву, видно в таких призывах к нам: «непрестанно молитесь» (1-е послание Фессалоникийцам 5:17), «итак, будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах» (1-e послание Петра 4:7), «[будьте] в молитве постоянны» (Послание к Римлянам 12:12), «будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Послание к Колоссянам 4:2) и так далее1.

Однако, несмотря на все эти упоминания в Слове Божием, которые подчеркивают значимость молитвы, иногда ею пренебрегают или считают занятием низшего приоритета. Цель этой статьи – на примере Иисуса Христа показать значимость молитвы еще очевидней и в то же время указать, что она должна быть одним из высших приоритетов нашей жизни.

1. Евангелие От Луки 5:15-16

Начиная это исследование отрывков, где мы видим Иисуса Христа молящегося, обратимся к Евангелию от Луки 5. В этой главе, так же как и в тех, которые последуют, важно обратить особое внимание на контекст, потому что он даст нам возможность увидеть условия, в которых Иисус Христос молился, и получить ценные указания. Так, начиная со стихов 12-13, мы читаем об исцелении человека от проказы. Принимая во внимание эту возможность, стих 15 говорит нам о том, что хотя Иисус избегал «рекламы» своих чудес, «слух об Иисусе распространялся все шире, и люди толпами шли к Нему, чтобы послушать Его и исцелиться от болезней» (Евангелие от Луки 5:15). Из этого отрывка мы можем сделать вывод, что Иисус Христос был очень занят из-за этих толп, приходящих к нему, и, несомненно, он был занят гораздо больше, чем многие из нас. Находясь в таких условиях, многие из нас нашли бы время на молитву? Но посмотрим, что делал Иисус:

Евангелие от Луки 5:16
«Иисус же часто УХОДИЛ в уединенные места и МОЛИЛСЯ.»

Этот стих как будто вступает в противоречие с предыдущим, 15-м. Там описан очень напряженный день. Но стих 16 говорит нам: несмотря на то, что Иисус был очень занят, он уходил в уединенные места и молился. Это чрезвычайно важное утверждение, оно показывает, какое значение придавал Иисус Христос молитве. И оно становится еще более важным, когда из текста мы понимаем, что он сделал это не один раз, но молился часто, многократно, последовательно. Давайте теперь прочтем стихи 15 и 16 вместе:

Евангелие от Луки 5:15-16
«Однако слух об Иисусе распространялся все шире, и люди толпами шли к Нему, чтобы послушать Его и исцелиться от болезней. Иисус же часто уходил в уединенные места и молился.»

Таким образом, стихи 15 и 16 описывают не что-то, произошедшее всего один раз в жизни Иисуса Христа. Они говорят нам, что он ВСЕГДА был очень занят, к нему приходили толпы, НО он ВСЕГДА находил время для молитвы. Другими словами, молитва была ЗАВЕДЕННЫМ ПОРЯДКОМ Иисуса Христа, который обладал высшим приоритетом для него, даже когда он бывал очень занят. В свою очередь, это доказывает важность молитвы. Эта важность была такой огромной, что Иисус Христос, Сын Божий, посвящал ей свое время даже тогда, когда был занят другими божественными делами. Более того, это указывает на то, что молимся мы или нет – вопрос не времени, а приоритетов. У Иисуса Христа было время молиться, потому что ОН РЕШИЛ найти на это время. Все мы, так или иначе, отдаем свое время различным делам. Следовательно, вопрос не в том, есть у нас время или нет, потому что наш день заключает в себе то же количество времени, что и день Христа, то есть, 24 часа. Но мы должны спросить себя, какое место занимает молитва в нашем расписании? Является ли она одним из наших высших приоритетов, как это было в случае Иисуса Христа, или это что-то, что мы делаем после того, как покончим со всеми остальными делами: работой, школой, садом, просмотром телевизионных передач, сном и так далее? Пример Иисуса, как и другие страницы Библии, имеющие отношение к данной теме, просят нас сделать молитву ВЫСШИМ ПРИОРИТЕТОМ НАШЕЙ ЖИЗНИ.

Так, вместо того, чтобы распределять свое время на другие дела, а потом, если что-то останется, посвящать его молитве, лучше В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ назначить время для молитвы, а уж потом планировать остальные дела.

2. Евангелие от Марка 1:35

Еще один чрезвычайно поучительный пример подает нам молящийся Иисус Христос в Евангелии от Марка 1:35. Очень важно обратить внимание на контекст. Так, начиная со стиха 21, мы читаем, что Иисус учил в синагоге Капернаума, где он изгнал нечистого духа (стихи 23-27). В результате, «скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее» (стих 28). Потом вышел он из синагоги и пошел в дом Симона и Андрея, где исцелил тещу Симона (стихи 30-31). В итоге:

Евангелие от Марка 1:32-34
«При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых. И весь город собрался к дверям. И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос.»

Как и в предыдущем отрывке, здесь нам дается описание еще одного очень напряженного дня Иисуса. Более того, поскольку он собирался остаться в Галилее еще на один день, и поскольку его слава распространилась на всю эту область, можно было ожидать, что и следующий день будет таким же напряженным, если не еще больше. Так и произошло, о чем нам рассказывают стихи 36 и 37:

Евангелие от Марка 1:36-37
«Симон и бывшие с ним пошли за Ним и, найдя Его, говорят Ему: ВСЕ ИЩУТ ТЕБЯ.»

Все искали его. Это значит, что только что начавшийся день собирался быть очень напряженным. Многие ли из нас, прожив трудный день и зная, что следующий будет таким же, встали бы раньше для того, чтобы помолиться? И если кто-то сделал так, не будет ли это значить, что он считает молитву чрезвычайно важной, и не будет ли это значить, что она – высший приоритет в его жизни? Давайте же посмотрим на того, кто сделал молитву своим высшим приоритетом. Кто это? Иисус Христос:

Евангелие от Марка 1:35
«А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там МОЛИЛСЯ.»

Иисус знал, что его ждет очень напряженный день, и у него не будет времени на молитву. И как он поступил? Он встал РАНЬШЕ, чтобы помолиться. Разве это не замечательное начало дня? Разве это не замечательное начало и вашего дня, даже самого напряженного? Вместо того чтобы начать свой день с размышлений о грядущих проблемах и трудностях, вы можете начать его с обсуждения этих проблем и трудностей со своим Отцом, и потом, в течение дня, вы с радостью увидите, как Его питающая сила отвечает на вашу молитву и решает все дневные проблемы. Но чтобы так случилось, вам нужно так сильно верить в то, что Слово Божие говорит о важности молитвы и что Бог может сделать в результате, чтобы вы приняли решение встать рано утром, чтобы помолиться. Иисус не встал рано утром, потому что так произошло по совпадению. Наоборот, решил сделать это. ОН решил встать так рано, потому что ОН осознал первенство молитвы и важность ее для своей жизни. И, опять же, это вопрос приоритетов, а не времени.

3. Евангелие От Матфея 14:23

Еще один момент, когда мы видим Иисуса Христа молящимся, описан в четырнадцатой главе Евангелия от Матфея. И снова важно знать контекст. На этот раз день был не только напряженным, но и начался он для Иисуса очень печально, потому что в этот день он узнал об обезглавливании Иоанна Крестителя (про обезглавливание см. стихи 1-11):

Евангелие от Матфея 14:12
«Ученики же его [ученики Иоанна], придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу.»

Прежде чем мы двинемся дальше, скажите, что бы вы чувствовали, если бы узнали, что вашего собрата, который всегда поддерживал вас и был верен, убили таким ужасным способом? Я думаю, что вам было бы очень больно, и вы бы предпочли побыть какое-то время в одиночестве. Этого хотел и Иисус:

Евангелие от Матфея 14:13
«И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один.»

Его удаление в пустынное место не было чем-то запланированным, потому что он сделал это, «УСЛЫШАВ». Очевидно, что Иисусу после шокирующей новости нужен был покой. Но он не остался там навсегда. Некоторое время спустя он вернулся из своего удаления и увидел огромную толпу, ожидающую его. Когда он увидел ее, Иисус «сжалился над ними, и исцелил больных их» (стих 14). Он не только исцелил их больных, но и накормил их чудесным образом (стихи 15-21). Далее, стих 22 рассказывает нам, что произошло после этого кормления:

Евангелие от Матфея 14:22
«И тотчас ПОНУДИЛ Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.»

Слово «тотчас» связано с кормлением толпы и значит, что сразу же после того, как толпа была накормлена, Иисус понудил своих учеников войти в лодку. Обратите внимание на слово «понудил». Соответствующее слово в греческом – глагол «анагказо» в прошедшем времени, который означает «заставить кого-то сделать что-то, если даже тот не хочет». Так, согласно вышеприведенному отрывку, Иисус заставил своих учеников войти в лодку. Возможно, им этого не хотелось. Но он не обсуждал это. Он понудил их сделать так. Потом он отпустил толпу. Вопрос, который может у вас возникнуть – почему он заставил своих учеников уйти? Что он планировал сделать после того, как отпустил толпу? Ответ – в стихе 23:

Евангелие от Матфея 14:23
«И, отпустив народ, Он взошел на гору ПОМОЛИТЬСЯ наедине; и вечером оставался там один.»

Причина, по которой он не позволил ученикам остаться, а заставил их войти в лодку и уплыть, была в том, что он хотел остаться один и ПОМОЛИТЬСЯ. Посмотрите, как важна была молитва для Иисуса Христа. Для того чтобы помолиться, он хотел встать очень рано утром, уйти от толпы, заставить удалиться учеников. Разве это не говорит о том, что молитва была ВЫСШИМ приоритетом в его жизни? Конечно, да. Давайте же по достоинству оценим эти строки и поверим в то, что Слово говорит о важности молитвы – чтобы мы также сделали ее высшим приоритетом и в нашей жизни.

4. Евангелие от Луки 6:12-13

Следующий отрывок, в котором мы видим, как Иисус Христос молится, – Евангелие от Луки 6. На этот раз говорится не о том, что он находил время для молитвы, а о ее предмете. Хотя он и не называется тут напрямую, его можно легко вычислить из контекста:

Евангелие от Луки 6:12-13
«В те дни взошел Он на гору помолиться И ПРОБЫЛ ВСЮ НОЧЬ В МОЛИТВЕ К БОГУ. Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами.»

Он молился ВСЮ НОЧЬ. Хотя Библия ничего не говорит, о чем он молился, сказано, что утром он сделал одно из важнейших решений своего служения: избрал двенадцать. Поэтому наиболее вероятно, что одним из центральных предметов его молитвы в ту ночь был этот выбор. И теперь вопрос: если Иисусу нужно было молиться, прежде чем сделать выбор и принять решение, вы думаете, что нам это не нужно? Почему МЫ должны принимать решения, используя наши слабые умы и информацию пяти органов чувств, вместо того чтобы обращаться к БОГУ и просить Его показать нам, какой выбор – наилучший? Он знает наилучший выбор, Он хочет открыть нам его, и у Него есть способ сделать это – Его дух в нас. Поэтому вопрос не в том, хочет ли и способен ли Бог помочь нам, потому что Он хочет и способен. А вопрос в том, избираем ли МЫ Его своим советчиком и обращаемся к Нему в молитве?

То же самое можно сказать и о нашем служении Богу. Мы не должны путаться относительно того, как нам служить Богу и что делать для Него. Нам не нужно мучить наши слабые умы, принимая решения по поводу вещей, принадлежащих ЕМУ. Только Он может сказать нам, что и как делать. Некоторые из таких вещей упомянуты в Библии. Так, Писание говорит вам любить, молиться, учиться, чтобы заслужить одобрения Бога, и так далее. Не нужно, чтобы Бог лично сказал вам молиться: Он уже сказал это вам в Своем Слове. Точно так же не нужно, чтобы Бог лично сказал вам любить: Он уже сказал вам это в Своем Слове. Однако, вам нужны Его личные инструкции, когда вы думаете, пойти ли вам туда-то и туда-то и сделать для Него то-то и то-то. В таком случае, прежде чем принять решение, помолитесь об этом и посмотрите, чего хочет Бог. Может быть, Он хочет, чтобы вы пошли в другое место. Может быть, Он хочет, чтобы вы сделали что-то другое. Это ведь ЕГО дело. Не так ли?

5. Евангелие от Матфея 26:36-44

После всего сказанного, обратимся к еще одному примеру, данному в хорошо известном отрывке из Евангелия От Матфея 26:36-44. То, о чем мы прочтем, случилось незадолго до ареста Иисуса Христа, который завершился его распятием. Начиная со стиха, 36 мы читаем:

Евангелие от Матфея 26:36-38
«Потом приходит с ними [всеми учениками, кроме Иуды] Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною.»

Причина, по которой Иисус скорбел и тосковал, была в том, что он знал, что случится. Это время на самом деле было для него очень тяжелое и в то же время решающее для каждого из нас, потому что замысел нашего спасения основывался на его личной жертве и воскресении. Но как он решил встретить этот переломный момент? Следующие стихи дают нам ответ:

Евангелие от Матфея 26:39-44
«И, отойдя немного, пал на лице Свое, МОЛИЛСЯ и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; ВПРОЧЕМ НЕ КАК Я ХОЧУ, НО КАК ТЫ. И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ. И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели. И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово.»

Он спрашивал Отца, есть ли другой путь для него, чтобы спасти людей, не проходя через это суровое испытание. Он молился об этом. Он молился трижды. Очень поучительно будет обратить внимание на его отношение в молитве. Как мы можем видеть, он выразил Богу свое желание («да минует Меня чаша сия»), НО в то же время он просил, чтобы была исполнена воля Бога («ВПРОЧЕМ не как Я хочу, но как Ты»). Это очень важно, потому что часто мы думаем, что если мы просим что-то у Бога, Он обязан сделать это, причем именно тогда, когда МЫ хотим. Бог обязан сделать то, что мы просим, только если это что-то согласуется с Его волей. В Библии есть особые страницы, которые показывают нам, какие деяния являются Его волей. Один из таких примеров – исцеление. В Слове Божием есть столько строк об этом (хотя и одной было бы достаточно, чтобы установить это как волю Бога), что становится более чем понятно, что исцеление – это воля Божия2.

С другой стороны, есть другие вещи, которые по природе своей индивидуальны для каждого отдельного человека и поэтому не могут быть обещаны в Библии. К примеру, давайте представим, что я хочу какой-то автомобиль. В Библии нет никакого обещания, которое скажет мне, является ли этот автомобиль волей Божией. Следовательно, правильно ли будет утверждать, что этот автомобиль – мой? Очевидно, что нет, если только Бог каким-то образом не сказал мне, что он будет моим. Правильно ли будет помолиться Богу и рассказать Ему о моем желании? Да, да, да!!! Правильно ли будет попросить Его показать, добром ли для меня будет этот автомобиль? Да, да, да!!! Должен ли я верить Его Слову, которое говорит мне, что ЕГО ВОЛЯ «благая, угодная и совершенная» (Послание к Римлянам 12:2), и что «Он заботится о вас» (1-e послание Петра 5:7), и поэтому подчинить свои желания Его воле, какой бы она ни была? Да, да, да!!! Так сделал Иисус. То, о чем он молил, не было волей Бога, и поэтому оно не могло произойти. Но обратите внимание: хотя у него было желание, чтобы его «миновала чаша сия», у него было ЕЩЕ БОЛЬШЕЕ ЖЕЛАНИЕ исполнить волю Бога. Он сказал: «впрочем не как Я хочу, но как Ты». Разве это не поучительно? Разве это не говорит нам, что, кроме различных желаний, которые у нас могут быть и которые мы озвучиваем в молитвах, у нас также должно быть ЕЩЕ БОЛЬШЕЕ ЖЕЛАНИЕ, чтобы была исполнена «благая, угодная и совершенная» воля Бога? Да, да, да!!!

Возвращаясь к примеру Иисуса Христа: хотя он молился о том, что не могло быть исполнено, это не значит, что Бог не почтил его молитву. Евангелие от Луки сообщает еще несколько деталей:

Евангелие от Луки 22:41-43
«И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и УКРЕПЛЯЛ Его.»

Господь послал ангела и укреплял Иисуса, чтобы он совершил то, что было его САМЫМ БОЛЬШИМ желанием: выполнил волю Бога. Иногда мы можем обнаружить, что наши личные желания не согласуются с «благой, угодной и совершенной» волей Бога. Если наше САМОЕ БОЛЬШОЕ желание – исполнить волю Божию, Бог укрепит нас, чтобы мы исполнили ее. В случае с Иисусом Христом укрепление, которое он получил в результате молитвы, видно из описания его ареста:

Евангелие от Иоанна 18:3-11
«Итак Иуда, взяв отряд [воинов] и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием. Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете? Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, предатель Его. И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю. Опять спросил их: кого ищете? Они сказали: Иисуса Назорея. Иисус отвечал: Я сказал вам, что это Я; итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут, да сбудется слово, реченное Им: из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого. Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх. Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; НЕУЖЕЛИ МНЕ НЕ ПИТЬ ЧАШИ, КОТОРУЮ ДАЛ МНЕ ОТЕЦ?»

Последний стих показывает, что кризис миновал. Несмотря на то, что Иисус желал другого, его САМЫМ БОЛЬШИМ желанием было исполнить волю Бога. Поэтому он подчинил свою волю воле Божией, как должны сделать я и вы. Но чтобы поступить так, он молился и обрел укрепление. Кроме этого, укрепление показано в реакции на тех, кто пришел арестовать его. Таким образом, хотя он пришел в сад, глубоко скорбя и тоскуя, отреагировал он, судя по вышеприведенному отрывку, очень смело. Потому что, на самом деле, нужна большая смелость, чтобы выйти и встретить тех, которые, ты знаешь, будут мучить тебя позже. Робкий человек попытался бы избежать данной ситуации. Он снял бы с себя ответственность и переложил ее на плечи других. Но Иисус не боялся. Вместо того чтобы спрятаться за спинами других, он вышел и спросил, кого они ищут. Он сделал не только это – он также позаботился о безопасности своих учеников. Более того, ему хватило любви и спокойствия духа, чтобы исцелить ухо раба, которое отрезал Петр (Евангелие от Луки 22:51). Если все это показывает нам не полностью укрепленного человека, тогда что? Но как же он укрепился? Как он преодолел кризис? МОЛИТВОЙ.

6. Заключение

После всего сказанного (а есть и другие страницы, которые вы можете изучить самостоятельно), становится ясно, что молитва была очень важна в жизни Иисуса Христа, это часть ее, которой он чрезвычайно дорожил. Ради того, чтобы помолиться, он был готов встать рано утром, заставить своих учеников покинуть его, сам уйти от толпы. Благодаря молитве он принимал решения и преодолевал сложные ситуации. В противоположность общепринятой мысли «молись, когда есть время», он НАЗНАЧАЛ ВРЕМЯ для молитвы. Вместо образа мышления, принятого миром, которое говорит: «выбери то, что ТЫ считаешь лучшим, и делай то, что ТЫ хочешь»,-- он молился, чтобы увидеть, что БОГ считает лучшим, и сделать то, что хочет БОГ. В завершение обратимся к Посланию к Филиппийцам 4:6-7 и сделаем это своим образом мышления:

Послание к Филиппийцам 4:6-7
«Не заботьтесь ни о чем, но ВСЕГДА в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.»

Анастасиос Kиoyлaxoглoy

 



Примечания

1. См. также 1-е Коринфянам 14:14-15, к Ефесянам 6:18, к Филиппийцам 4:6, к Колоссянам 4:12, 1-е Тимофею 2:1, Иакова 5:13, 16-18, не говоря уже о Евангелиях и Ветхом Завете.

2. См. Исход 15:26, Псалтирь 103:3, Евангелие От Иоанна 8:29, 3-e Иоанна 2 и другие отрывки, в которых показывается спасительная сила Бога в этой области.