Библейские Истины
Бесплатная подписка

Иосиф: образец терпения (PDF) PDF-версия

Иосиф: образец терпения

В Послании Иакова 5:10-11 читаем:

Послание Иакова 5:10-11
«Пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним. Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец [оного] от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен».

Мы нуждаемся в терпении, особенно в трудные времена. «В скорби [будьте] терпеливы» (Послание к Римлянам 12:12), сказано в Слове Божием. Сегодня я хотел бы рассмотреть понятие «терпение», используя для этой цели пример Иосифа, сына Иакова.

1. Иосиф: на земле обетованной

В книге Бытия 37:3-11 читаем:

Бытие 37:3-11
«Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, --и сделал ему разноцветную одежду. И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно. И видел Иосиф сон, и рассказал братьям своим: и они возненавидели его еще более. Он сказал им: выслушайте сон, который я видел: вот, мы вяжем снопы посреди поля; и вот, мой сноп встал и стал прямо; и вот, ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу. И сказали ему братья его: неужели ты будешь царствовать над нами? неужели будешь владеть нами? И возненавидели его еще более за сны его и за слова его. И видел он еще другой сон и рассказал его братьям своим, говоря: вот, я видел еще сон: вот, солнце и луна и одиннадцать звезд поклоняются мне. И он рассказал отцу своему и братьям своим; и побранил его отец его и сказал ему: что это за сон, который ты видел? неужели я и твоя мать, и твои братья придем поклониться тебе до земли? Братья его досадовали на него, а отец его заметил это слово».

Иаков любил Иосифа больше, чем других своих детей. Это, в свою очередь, вызвало ненависть со стороны остальных братьев. Как будто одного этого не было достаточно, он еще увидел два сна, в которых он царствовал над своей семьей, и это разжигало зависть братьев еще больше.

Что касается автора этих снов, как мы увидим позже, Бог исполнил их (Бытие 42:9), и поэтому именно он послал их Иосифу. Посмотрев на проблемы, которые принесли эти сны Иосифу, наверное, следует вопрос: почему? Почему Бог послал Иосифу пророческие сны, которые найдут свое исполнение лишь через много лет? Знал ли Он, что они разожгут ненависть его братьев до такой степени, что они продадут его как раба в Египет? Конечно, Он знал. Нет ничего неизвестного Богу. Ничто не может застигнуть Бога врасплох. Он знает все. Он видит гораздо дальше, нежели мы. То, что выстрадал Иосиф, имело определенную цель, даже несмотря на то, что очень сложно было узреть эту цель в то время. Тот факт, что мы можем проходить через бедствия и лишения, не обязательно означает, что мы уходим от Божией воли и плана. Как это было с Иосифом, так же и с нами, сложности имеют свою цель и это, я считаю, верно относительно всего, что Господь посылает нам. «Любящим Бога ВСЕ содействует ко благу» (Послание к Римлянам 8:28), говорит Слово. Если ты любишь Бога, все содействует ко благу. Даже трудности и, да, даже страдания. Необязательно иметь ответы на «почему», чтобы двигаться вперед, – как мы увидим вопросы Иосифа оставались без ответа многие годы, и между тем прибавилось еще множество вопросов. Однако что нам действительно нужно, это вера – вера в планы Божие, даже если мы все еще не видели их в исполнении. Как говорится в 1-м послании Петра 4:19: «ИТАК СТРАЖДУЩИЕ ПО ВОЛЕ БОЖИЕЙ ДА ПРЕДАДУТ ЕМУ, КАК ВЕРНОМУ СОЗДАТЕЛЮ, ДУШИ СВОИ, ДЕЛАЯ ДОБРО». Настанут времена, когда мы можем страдать «по воле Божией». Давайте вверим наши души Ему как верному создателю. Он хорошо знает, что Он делает.

2. Из Ханаана в Египет

Возвращаясь к Иосифу, даже если он и не задумался сразу о причинах, по которым Бог послал ему эти сны, он, возможно, сделал это после последующих событий. Его отец отправил его найти братьев, где те пасли свое стадо. Но они…

Бытие 37:18-28
«И увидели они его издали, и прежде, нежели он приблизился к ним, стали умышлять против него, чтобы убить его. И сказали друг другу: вот, идет сновидец; пойдем теперь, и убьем его, и бросим его в какой-нибудь ров, и скажем, что хищный зверь съел его; и увидим, что будет из его снов. И услышал [сие] Рувим и избавил его от рук их, сказав: не убьем его. И сказал им Рувим: не проливайте крови; бросьте его в ров, который в пустыне, а руки не налагайте на него. [Сие говорил он], чтобы избавить его от рук их и возвратить его к отцу его. Когда Иосиф пришел к братьям своим, они сняли с Иосифа одежду его, одежду разноцветную, которая была на нем, и взяли его и бросили его в ров; ров же тот был пуст; воды в нем не было. И сели они есть хлеб, и, взглянув, увидели, вот, идет из Галаада караван Измаильтян, и верблюды их несут стираксу, бальзам и ладан: идут они отвезти это в Египет. И сказал Иуда братьям своим: что пользы, если мы убьем брата нашего и скроем кровь его? Пойдем, продадим его Измаильтянам, а руки наши да не будут на нем, ибо он брат наш, плоть наша. Братья его послушались и, когда проходили купцы Мадиамские, вытащили Иосифа изо рва и продали Иосифа Измаильтянам за двадцать сребренников; а они отвели Иосифа в Египет».

Именно зависть заставила братьев Иосифа продать его как раба в Египет. Давайте остановимся на минутку и поставим себя на место Иосифа: вообразите себе вопросы, которые были у него. В течение нескольких мгновений его жизнь полностью перевернулась. Несколько часов до этого он был в доме с отцом, который нежно любил его, а теперь он был на пути в Египет, проданный в качестве раба своими собственными братьями! Вы думаете, он понял, почему все это произошло? Я думаю, нет.

Как и Иосиф, мы тоже можем не понимать причин происходящих событий. Мы можем чувствовать себя смущенными и как Иов несчастными. Но я повторюсь снова, что «любящим Бога ВСЕ содействует ко благу». У нас есть видение – и оно довольно ограниченное – лишь настоящего и прошлого. Бог, с другой стороны, имеет полную картину происходящего: прошлое, настоящее и будущее. Наше видение ограничено и не совершенно. Его видение полно и совершенно. Связь между нашим видением и Его совершенным видением – вера. Вера подчиняет наше несовершенное видение Его совершенному, и отрицает следование или действие согласно тому, что говорит наше несовершенное видение. Напротив, она доверяет лишь видению того, в кого верит: Бога. Когда наша вера испытана, мы испытываем соблазн переместить нашу веру от Господа. Давайте не будем пытаться искать ответы на неотвеченные вопросы, которые могут быть у нас, основываясь лишь на том, что видят наши глаза. Наши заключения могут быть неверными. Напротив, давайте вверять наши души Ему «как верному Создателю». Он ВСЕГДА ЗНАЕТ, что вершит, даже если некоторые вещи мы в данный момент не понимаем полностью.

3. Иосиф: В доме Потифара и затем в тюрьме

Возвращаясь к Иосифу, стихи 1-6 глава 39 рассказывают нам о том, что произошло далее:

Бытие 39:1-6
«Иосиф же отведен был в Египет, и купил его из рук Измаильтян, приведших его туда, Египтянин Потифар, царедворец фараонов, начальник телохранителей. И был Господь с Иосифом: он был успешен в делах и жил в доме господина своего, Египтянина. И увидел господин его, что Господь с ним и что всему, что он делает, Господь в руках его дает успех. И снискал Иосиф благоволение в очах его и служил ему. И он поставил его над домом своим, и все, что имел, отдал на руки его. И с того времени, как он поставил его над домом своим и над всем, что имел, Господь благословил дом Египтянина ради Иосифа, и было благословение Господне на всем, что имел он в доме и в поле. И оставил он все, что имел, в руках Иосифа и не знал при нем ничего, кроме хлеба, который он ел. Иосиф же был красив станом и красив лицем».

«И БЫЛ ГОСПОДЬ С ИОСИФОМ». Это не значит, что Господь покинул Иосифа под час горя дома и теперь Он вернулся. Господь был с Иосифом, и Он был с Ним с самого начала. «Не оставлю тебя и не покину тебя» (Послание к Евреям 13:5), говорит Священное Писание. Иосиф, как, возможно, и вы, имел доступ только к прошлому и настоящему. Если бы он посмотрел на свою ситуацию физически, глазами, он должен был бы испытать огромные страдания. Он мог бы даже распрощаться с жизнью. Однако он не сделал этого, даже не смотря на то, что жизнь, которой он жил, отличалась от той, которую он ожидал. Напротив, он работал на Eгиптянина, который сделал его ответственным за все, что он имел. Хотя Иосиф и не нашел ответа на все свои вопросы, он жил своей жизнью, вверяя сердце в руки Того, кто знал все ответы на вопросы.

По поводу жизни Иосифа в доме Потифара, мы могли даже сказать, что она снова начала улыбаться ему. У него была хорошая работа: он был ответственен за собственность одного из должностных лиц фараона. Я предполагаю, что это была привилегированная позиция для многих Eгиптян, а для чужестранца Иосифа тем более. Однако все опять резко изменилось. Бытие 39:6-20 повествует.

Бытие 39:6-15, 19-20
«И оставил он все, что имел, в руках Иосифа и не знал при нем ничего, кроме хлеба, который он ел. Иосиф же был красив станом и красив лицем. И обратила взоры на Иосифа жена господина его и сказала: спи со мною. Но он отказался и сказал жене господина своего: вот, господин мой не знает при мне ничего в доме, и все, что имеет, отдал в мои руки; нет больше меня в доме сем; и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом? Когда так она ежедневно говорила Иосифу, а он не слушался ее, чтобы спать с нею и быть с нею, случилось в один день, что он вошел в дом делать дело свое, а никого из домашних тут в доме не было; она схватила его за одежду его и сказала: ложись со мной. Но он, оставив одежду свою в руках ее, побежал и выбежал вон. Она же, увидев, что он оставил одежду свою в руках ее и побежал вон, кликнула домашних своих и сказала им так: посмотрите, он привел к нам Еврея ругаться над нами. Он пришел ко мне, чтобы лечь со мною, но я закричала громким голосом, и он, услышав, что я подняла вопль и закричала, оставил у меня одежду свою, и побежал, и выбежал вон…. Когда господин его услышал слова жены своей, которые она сказала ему, говоря: так поступил со мною раб твой, то воспылал гневом; и взял Иосифа господин его и отдал его в темницу, где заключены узники царя. И был он там в темнице».

Хотя Иосиф хорошо справлялся со своей работой, обратила свой взор на Иосифа жена Потифара, и угодил тот за решетку. Он не отступил бы назад от того, что, он знал, было волей Господней. Как сказал он ей: «Как же сделаю я сие великое зло И СОГРЕШУ ПРЕД БОГОМ?» Бога побоялся Иосиф, не человека. Хотя в результате он попал в тюрьму, Господь также последовал туда за ним. Стихи 20-23 повествуют:

Бытие 39:20-23
«И был он там в темнице. И Господь был с Иосифом, и простер к нему милость, и даровал ему благоволение в очах начальника темницы. И отдал начальник темницы в руки Иосифу всех узников, находившихся в темнице, и во всем, что они там ни делали, он был распорядителем. Начальник темницы и не смотрел ни за чем, что было у него в руках, потому что Господь был с [Иосифом], и во всем, что он делал, Господь давал успех».

«И Господь был с Иосифом…» и то же, думаю, случится с тобой: Господь с тобой. Даже если ты в сложной ситуации, Господь с тобой. У тебя могут быть, как и у Иосифа, вопросы, на которые ты не можешь найти ответ. Ты можешь думать: «Где Бог во всем этом?», но ответ прост, краток и прям: с тобой.

Возвращаясь к Иосифу: сначала будучи ответственным за дом Потифара, он теперь был ответственен за всю тюрьму. Спустя некоторое время, среди «гостей» появилось также два должностных лица фараона: главный дворецкий и главный булочник. Бытие 40:5-8 повествует:

Бытие 40:5-8
«Однажды виночерпию и хлебодару царя Египетского, заключенным в темнице, виделись сны, каждому свой сон, обоим в одну ночь, каждому сон особенного значения. И пришел к ним Иосиф поутру, увидел их, и вот, они в смущении. И спросил он царедворцев фараоновых, находившихся с ним в доме господина его под стражею, говоря: отчего у вас сегодня печальные лица? Они сказали ему: нам виделись сны; а истолковать их некому. Иосиф сказал им: не от Бога ли истолкования? расскажите мне».

«Не от Бога ли истолкования?» и Ему принадлежит толкование, объяснение и ответ. С этим ободрением заключенные начали рассказывать свои сны Иосифу:

Бытие 40:9-15
«И рассказал главный виночерпий Иосифу сон свой и сказал ему: мне снилось, вот виноградная лоза предо мною; на лозе три ветви; она развилась, показался на ней цвет, выросли и созрели на ней ягоды; и чаша фараонова в руке у меня; я взял ягод, выжал их в чашу фараонову и подал чашу в руку фараону. И сказал ему Иосиф: вот истолкование его: три ветви--это три дня; через три дня фараон вознесет главу твою и возвратит тебя на место твое, и ты подашь чашу фараонову в руку его, по прежнему обыкновению, когда ты был у него виночерпием; вспомни же меня, когда хорошо тебе будет, и сделай мне благодеяние, и упомяни обо мне фараону, и выведи меня из этого дома, ибо я украден из земли Евреев; а также и здесь ничего не сделал, за что бы бросить меня в темницу».

Сны двух должностных лиц (пропустим сон главного булочника) были от Бога. Поэтому Он также объяснил их. Главный дворецкий будет восстановлен на своей работе. Иосиф, зная это, попросил помнить его и упомянуть о его случае перед фараоном. Стихи 20-23 повествуют:

Бытие 40:20-23
«На третий день, день рождения фараонова, сделал он пир для всех слуг своих и вспомнил о главном виночерпии и главном хлебодаре среди слуг своих; и возвратил главного виночерпия на прежнее место, и он подал чашу в руку фараону, а главного хлебодара повесил, как истолковал им Иосиф. И не вспомнил главный виночерпий об Иосифе, но забыл его».

Все произошло именно так, как и предсказал Господь через Иосифа. Однако, несмотря на просьбу Иосифа, главный дворецкий забыл о нем. Кто знает, о чем думал Иосиф. Он, возможно, с большим нетерпением ждал, пока пройдут эти три дня, и исполнятся сны слуг фараона, надеясь на то, что главный дворецкий вспомнит о нем. Но тот забыл. Кто-то может назвать такое отношение невнимательностью, кто-то неблагодарностью. Однако, «Кто это говорит и то бывает, чему Господь не повелел быть?» (Плач Иеремии 3:37), повествует Слово Божие. Для человека, который следует за Богом, нет ничего случайного. Напротив, «Любящим Бога ВСЕ содействует ко благу». ВСЕ. Даже невнимательность? Да. Даже то, что они посадили его в тюрьму без вины? Конечно. Даже ситуация, в которой я нахожусь? Если вы любите Бога, да. Все СОДЕЙСТВУЕТ ко благу любящим Бога, и я на самом деле не верю, что моя или твоя ситуация являются исключением из этого «ВСЕ».

 

4. Иосиф: во дворце фараона

Прошло некоторое время, и теперь настала очередь фараона получить вещий сон от Бога, толкование которому он искал. Именно тогда вспомнил главный дворецкий молодого израильтянина, который объяснил ему сны, которые он и главный булочник видели несколько лет назад. Тотчас же фараон послал за Иосифом, и Бог ниспослал через него толкование этого сна: Египет будет находиться семь лет в изобилии, а затем последуют семь лет голода. Поэтому фараон должен был действовать мудро и назначить человека, который бы убедился в том, что страна будет пользоваться богатством ресурсов первых семи лет, чтобы в последующие семь лет не испытывать недостатка. Затем фараон сказал Иосифу:

Бытие 41:37-44
«Сие понравилось фараону и всем слугам его. И сказал фараон слугам своим: найдем ли мы такого, как он, человека, в котором был бы Дух Божий? И сказал фараон Иосифу: так как Бог открыл тебе все сие, то нет столь разумного и мудрого, как ты; ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя. И сказал фараон Иосифу: вот, я поставляю тебя над всею землею Египетскою. И снял фараон перстень свой с руки своей и надел его на руку Иосифа; одел его в виссонные одежды, возложил золотую цепь на шею ему; велел везти его на второй из своих колесниц и провозглашать пред ним: преклоняйтесь! И поставил его над всею землею Египетскою. И сказал фараон Иосифу: я фараон; без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей во всей земле Египетской».

Как неожиданно Иосиф был отправлен в ссылку и затем брошен в тюрьму, так же неожиданно стал он вторым человеком во всем Египте! Только фараон стоял выше, чем он! Под командованием Иосифа, Египет смог запастись в первые семь лет так, чтобы в последующие семь лет выдержать голод. Более того, когда Иаков, отец Иосифа, услышав, что в Египте есть пища, послал туда своих сыновей купить еду. Главы 52-56 из книги Бытия показывают, как красиво Бог воссоединил всю семью в Египте.

5. Иосиф: причины

То, что мы прочли о Иосифе, особенно о горестном периоде в его жизни, длилось не один или два месяца. На самом деле около 13 лет прошло со времени, когда Иосиф был продан в Египет до того времени, когда он стоял перед фараоном (см. Бытие 37:2 и Бытие 41:46). Псалтирь 105:17-22 дает нам общую картину произошедшего с Иосифом и его значение.

Псалтирь 105:17-22
«Послал [Бог] пред ними [людьми Израиля] человека: в рабы продан был Иосиф. Стеснили оковами ноги его; в железо вошла душа его, доколе исполнилось слово Его: слово Господне испытало его. Послал царь, и разрешил его владетель народов и освободил его; поставил его господином над домом своим и правителем над всем владением своим, чтобы он наставлял вельмож его по своей душе и старейшин его учил мудрости».

Именно БОГ послал Иосифа в Египет. «ОН ПОСЛАЛ ЕГО». Как Иосиф сказал братьям после воссоединения:

Бытие 45:7-8
«БОГ ПОСЛАЛ МЕНЯ ПЕРЕД ВАМИ, ЧТОБЫ ОСТАВИТЬ ВАС НА ЗЕМЛЕ И СОХРАНИТЬ ВАШУ ЖИЗНЬ ВЕЛИКИМ ИЗБАВЛЕНИЕМ. ИТАК НЕ ВЫ ПОСЛАЛИ МЕНЯ СЮДА, НО БОГ».

И затем в книге Бытия 50:19-20
«И сказал Иосиф: не бойтесь, ибо я боюсь Бога; ВОТ, ВЫ УМЫШЛЯЛИ ПРОТИВ МЕНЯ ЗЛО; НО БОГ ОБРАТИЛ ЭТО В ДОБРО, ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ ТО, ЧТО ТЕПЕРЬ ЕСТЬ: СОХРАНИТЬ ЖИЗНЬ ВЕЛИКОМУ ЧИСЛУ ЛЮДЕЙ».

Возвращаясь к Псалтирю, Бог назначил время, чтобы осуществить Свои цели (относительно Иосифа). И «слово Господне испытало его». Поэтому то, что Иосиф выстрадал, не было результатом «неудачи» или плохих обстоятельств, но шагами, которые Бог определил для него в своем плане. Это были испытания, которые Бог спланировал для того, чтобы создать в нем то, что было необходимо для следующего шага. Как говорит Послание к Римлянам 5:3-5 относительно несчастий:

Послание к Римлянам 5:3-5
«И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам».

И послание Иакова 1:2-4
«С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка».

Также послание к Евреям 10:36
«Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное».

Нам необходимо терпение, чтобы исполнить волю Божию и, хотя нам может это не нравиться, терпение построено на испытаниях. Коротких путей не существует. Иосиф не мог перейти на уровень 3 [второй человек в Египте и источник спасения Израиля] без прохождения 1 этапа [ненавидимый братьями и проданный в качестве раба в Египет в дом Потифара] и 2 этапа [безвинное пребывание в тюрьме]. Многие из нас хотят перепрыгнуть на 3 этап, не проходя 1 и 2. Мы хотим воскресения без распятия. Мы хотим быть учениками, но не нести крест. Это просто невозможно. Если Сын Божий, Господь Иисус Христос, «хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию» (Послание к Евреям 5:8), неужели мы полагаем, что мы можем научиться этому иным путем? Если да, тогда мы обманываем себя.

Испытания – это шаги, которые поднимают нас выше, спланированные Богом для нашего блага. Как для Иосифа, так и для нас они являются инструментами, которые Бог определил создать в нас, необходимые для прохождения следующего этапа, который Он хочет, чтобы мы прошли. Бог имеет определенный план и цель для нашей жизни, и Он хочет, чтобы цель эта реализовалась. Подчинимся ли мы ему? Никто не перейдет на 3 этап, опустив 1 и 2. Никто не научится повиновению без страданий. Никто никогда не познает терпения без горя. Никто никогда не достигнет цели, которую Бог хранит для него, не позволив Богу создать (или устранить ) – испытания – которые Он считает нужными.

6. Заключение

Я надеюсь, что из рассмотренного ранее, стало ясно: испытания не обязательно предназначены для нашего несчастья. Напротив:

Послание к Римлянам 8:28
«Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, ВСЕ содействует ко благу».

Это также включает испытания и несчастья. Поэтому, если настанет время, когда вопросы будут казаться слишком многочисленными и ответы малочисленными, не теряйте мужество. Вверьте свое сердце Господу. Он знает, что Он делает и то, что Он делает, действительно на благо и к Его славе.

Анастасиос Kиoyлaxoглoy