Библейские Истины
Бесплатная подписка

Павел и Филимон (PDF) PDF-версия

Павел и Филимон

Вы читали Послание к Филимону? Это очень короткая, но действительно чудесная книга. Её с трудом можно назвать книгой в формальном смысле, потому что она занимает не больше страницы. Не верите? Давайте прочтем ее вместе!

Послание к Филимону
«Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат, Филимону возлюбленному и сотруднику нашему, и Апфии, (сестре) возлюбленной, и Архиппу, сподвижнику нашему, и домашней твоей церкви: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благодарю Бога моего, всегда вспоминая о тебе в молитвах моих, слыша о твоей любви и вере, которую имеешь к Господу Иисусу и ко всем святым, дабы общение веры твоей оказалось деятельным в познании всякого у вас добра во Христе Иисусе. Ибо мы имеем великую радость и утешение в любви твоей, потому что тобою, брат, успокоены сердца святых. Посему, имея великое во Христе дерзновение приказывать тебе, что должно, по любви лучше прошу, не иной кто, как я, Павел старец, а теперь и узник Иисуса Христа; прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих: он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне; я возвращаю его; ты же прими его, как мое сердце. Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах [за] благовествование; но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе дело твое было не вынужденно, а добровольно. Ибо, может быть, он для того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда, не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне, а тем больше тебе, и по плоти и в Господе. Итак, если ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня. Если же он чем обидел тебя, или должен, считай это на мне. Я, Павел, написал моею рукою: я заплачу; не говорю тебе о том, что ты и самим собою мне должен. Так, брат, дай мне воспользоваться от тебя в Господе; успокой мое сердце в Господе. Надеясь на послушание твое, я написал к тебе, зная, что ты сделаешь и более, нежели говорю. А вместе приготовь для меня и помещение; ибо надеюсь, что по молитвам вашим я буду дарован вам. Приветствует тебя Епафрас, узник вместе со мною ради Христа Иисуса, Марк, Аристарх, Димас, Лука, сотрудники мои. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим. Аминь.”

Это самое короткое письмо Павла, и сразу за приветствиями в стихе 10, мы видим основную причину написания письма. Эта причина заключается в следующем: «взывать», просить, умолять Филимона об Онисиме. Из содержания стиха 16 мы можем сделать вывод, что Онисим был рабом Филимона, который по той или иной причине сбежал от своего хозяина. Павел говорит, что «[Онисима] родил я в узах моих». Из этого мы можем заключить, что Онисим встретил Павла, когда тот был в тюрьме, и потом сам он стал верующим. Теперь же Онисим возвращался к своему хозяину, и, хотя об этом прямо не сказано, я склонен предположить, что письмо Филимону отнес он сам.

Переходя к содержанию письма, я хотел бы обратить внимание на то, что поразило меня больше всего, -- на то, как Павел справился с потенциально сложной ситуацией: есть слуга, который сбежал от своего хозяина. Скорее всего, он должен ему деньги. Хозяин этот оказывается добрым христианином. Слуга встречает Павла и становится верующим. Он помогает Павлу, служа ему «в узах [за] благовествование». Что делает Павел в этой ситуации? А что сделали бы вы? Поставьте себя на место Павла. После этого поставьте себя также на место Филимона. Я знаю, это требует усилий, но переведите дух и поставьте себя еще и на место Онисима! Все они христиане, и все должны справиться с этой ситуацией. Я не назвал бы её «особенной». Каждому из нас приходится принимать решения в те или иные моменты «реальной жизни», а это именно ситуация из «реальной жизни». И у нас есть прекрасная возможность понаблюдать, как справился с ней Павел. Я упоминаю только Павла, поскольку мы не знаем, что сделал Филимон, когда получил письмо. Поэтому все свое внимание мы сосредоточим на действиях Павла, и, полагаю, мы многое узнаем.

Итак, прежде всего, кто такой Павел? Павел – это добрый слуга Господа. Он проповедовал Евангелие язычникам больше, чем кто-либо другой в первом столетии. Церкви никого так не привечали, как его.

Для большинства верующих язычников он – их «отец» в вере, тот, кто привел их к истине. И это также относится к Филимону и Онисиму. Сейчас брат в тюрьме, и Онисим служит ему. Он помогает Павлу. Но проблема в том, что он еще и раб, который сбежал от своего хозяина. А его хозяин – брат по церкви, которую основал Павел. Как же Павел справился с этой ситуацией со слугой-христианином, который был ему так полезен? Ответ: с добротой, любовью и честностью. В своем письме к Филимону он обращается к нему как брат к брату. Он пишет: «Посему, имея великое во Христе дерзновение приказывать тебе, что должно, по любви лучше прошу». Павел мог бы приказывать, но он не приказывал. Вместо этого он умолял Филимона. Он взывал к нему. Он заклинал. Ради любви, как сам он пишет.

Павел не применял власть, как глава к своим подчиненным. Также не пытается он как-либо воздействовать на Филимона. Да, он мог бы приказать, что было бы в данном случае уместно, однако, если бы он сделал это, это не было бы «ради любви», и именно любовь имеет значение. Что он делает ради любви – потому что только любовь имеет значение – он призывает – не приказывает, не диктует и не воздействует.

А потом Павел пишет кое-что еще: «Я возвращаю его; ты же прими его, как мое сердце. Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах [за] благовествование; но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе дело твое было не вынужденно, а добровольно.»

Павел мог бы просто отправить письмо Филимону, в котором говорилось бы, что ему приказано принять Онисима назад. Или он мог бы сказать ему, что ему приказано забыть об Онисиме, потому что он нужен Павлу и поэтому он оставит его у себя. Но Павел не сделал этого. Он отослал Онисима, прося Филимона принять его. Затем он пишет Филимону, что он хотел бы оставить Онисима у себя, чтобы тот послужил ему в узах за благовествование «вместо тебя», как это переведено в Русском Синодальном тексте. В греческом же переводе мы читаем «от твоего имени», а не «вместо тебя». На самом деле, греческое слово, которое переводится «вместо тебя», -- это слово huper (υπέρ), в тексте Нового Завета оно встречается более 120 раз. Только в двух случаях (в английской Библии я не знаю статистики Русского Синодального текста, используемого мною в качестве русского перевода) оно переводится как «вместо». В 108 случаях оно переводится как «для». И это тоже верный перевод. Онисим, если бы он вернулся к Павлу, будет служить ему «для Филимона», «от имени Филимона». Это было бы похоже на то, как будто Филимон одолжил своего слугу Павлу. Брат как-то высказал мне одну интересную мысль по поводу того, что значит давать и поддерживать. Он сказал, что если мы поддерживаем какое-то служение или устремление, мы становимся, так сказать, акционерами этого служения и получаем от него свои дивиденды. Когда ты вкладываешь средства в служение, и оно приносит плоды, то часть их записывается тебе Богом в качестве дивидендов, потому что сами плоды существуют благодаря твоей поддержке. Если бы Филимон позволил Онисиму служить Павлу, это был бы вклад «для», «от имени» Филимона, и впоследствии ему воздалось бы от плодов, которые принесло бы служение Павла. Но здесь есть еще один момент, на который я хотел бы обратить внимание. Несмотря на то, что Павлу был нужен Онисим, он не предполагал, что обладает властью, чтобы удержать его, просто потому, что он был апостолом Павлом. Напротив, посмотрите, что он сказал по этому поводу: «но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе дело твое было не вынужденно, а добровольно.» Павел воздержался от принуждения Филимона. Он только прояснил ситуацию: сам он в тюрьме, и Онисим ему поддержка. Однако он не удерживал бы Онисима при себе. И не принудил бы Филимона к этому. Филимон должен был решить самостоятельно, добровольно. Посмотрите, как добр Павел. Он обращается как брат к брату. А не как глава («в вере») – к подчиненному («в вере»). «Я нуждаюсь в Онисиме, брат Филимон. Это будет огромным вкладом в служение с твоей стороны, если ты дашь его мне в услужение в узах за благовествование. Однако, брат, я ни в коем случае не хочу, чтобы ты делал это по принуждению. Только добровольно. Хорошенько подумай и сделай так, как будет лучше.»

В своем обращении к Филимону об Онисиме Павел идет еще дальше: он пишет Филимону, что, хотя Онисим сбежал будучи простым рабом, возвращается он уже кем-то большим – он возвращается как дорогой брат во Христе. Однако могло быть так, что Онисим, когда убегал, остался должен Филимону деньги. Что случилось бы с этими долгами? Павел не приказывает Филимону «списать их». Просто-напросто «забыть», потому что «ты же понимаешь, теперь вы братья». То, с чем Павел обращается к Филимону, -- это не требования, но просьбы. Так что с долгами? Вот что он говорит: «если же он чем обидел тебя, или должен, считай это на мне. Я заплачу!» Это и есть братская любовь! Приказать Филимону простить долги его старого раба не было бы проявлением такой любви. Но любовью было сказать так: «Прими его назад, брат. Я позабочусь о его долгах. Я заплачу тебе! Не беспокойся об этом.» Вот ЭТО братская любовь. Павел пишет Филимону, что он должен ему даже самого себя! Филимон пришел к вере благодаря трудам Павла. Но он не говорит этого, чтобы принудить Филимона. Это правда, но он не прибегает к ней, чтобы решить мирские проблемы.

В конце своего письма Павел пишет: «Надеясь на послушание твое, я написал к тебе, зная, что ты сделаешь и более, нежели говорю.» Павел знал, что Филимон – его истинный брат во Христе. Так же и в начале письма он называет его дорогим братом и сподвижником, упоминая, что слышал о его любви и вере в Господа Иисуса Христа и всех святых. Павел и Филимон не чужие. Они знали друг друга. Павел взывает не к незнакомцу, а к дорогому брату и сподвижнику, известному своей верностью. Это был призыв от одного верного брата другому верному брату. И Павел уверен, что Филимон не только удовлетворит его просьбу, но сделает еще больше.

Это письмо Павла для меня пример того, как христиане первого столетия относились друг к другу. Павел отсылал назад Филимону Онисима, беглого раба, который, скорее всего, должен ему деньги. Когда Онисим встретил Павла, он стал верующим и оказался полезен ему, служа ему в узах за благовествование. Однако Павел не считает, что это дает ему право сделать больше, чем было бы правильно сделать. Могу предположить, что многие христиане сегодня повели бы себя иначе, нежели Павел. Многие потребовали бы (или постарались получить) Божье «откровение» по поводу того, как принудить Филимона поступить так, как им хочется. Следующий раз, когда кто-то будет пытаться вас принудить или осудить за то, что вы не хотите делать то, что хочет он, пожалуйста, почитайте Послание к Филимону! Следующий раз, когда кто-то будет требовать от вас что-либо дать, утверждая, что это будет «во имя Господа», пожалуйста, почитайте Послание к Филимону! Следующий раз, когда вы пожелаете чего-нибудь от своего брата, пожалуйста, почитайте Послание к Филимону, дабы знать, как действовать. Павел знал: то, что нужно в таком случае, -- это не Божие откровение, а здравый смысл, вкупе с честностью и правдой.

• Кому принадлежит Онисим? Филимону. Следовательно, он должен вернуться назад к Филимону.

• Онисим должен Филимону деньги. Кто-то должен их вернуть. Кто? Павел перекладывает это бремя себе на плечи.

• Онисим полезен Павлу в служении. Однако, разве это дает Павлу право оставить его у себя, не спрашивая на это разрешения Филимона? Нет! Онисим должен сначала вернуться назад, и если Филимон, по доброй воле, а не по принуждению, захочет отослать его обратно к Павлу, то он вернется.

Посмотрите, с каким уважением относится Павел к Филимону. Посмотрите, как он обращается к братьям. Учитесь на этом. В жизни бывает много ситуаций, когда мы находимся на распутье и нуждаемся в мудром слове, Божьем вмешательстве для того, чтобы сделать правильный выбор. И Господь дает нам его, если мы просим об этом с верой (Иакова 1:5-8). Часто в других ситуациях нам нужно только просто применять, с честностью и любовью, истину, которую мы уже знаем.

Послание к Филиппийцам 2:3
«Ничего [не делайте] по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя.»

Анастасиос Kиoyлaxoглoy