Библейские Истины
Бесплатная подписка

Давид и Голиаф (PDF) PDF-версия

Давид и Голиаф

Обсудив помазание Давида, давайте сейчас перейдем к его первому публичному выступлению. Об этом сказано в 1-й книге Царств 17, где, начиная с 1 стиха, мы читаем:

1-я книга Царств 17:1-10
«Филистимляне собрали войска свои для войны и собрались в Сокхофе, что в Иудее, и расположились станом между Сокхофом и Азеком в Ефес-Даммиме. А Саул и Израильтяне собрались и расположились станом в долине дуба и приготовились к войне против Филистимлян. И стали Филистимляне на горе с одной стороны, и Израильтяне на горе с другой стороны, а между ними была долина. И выступил из стана Филистимского единоборец, по имени Голиаф, из Гефа; ростом он--шести локтей и пяди. Медный шлем на голове его; и одет он был в чешуйчатую броню, и вес брони его--пять тысяч сиклей меди; медные наколенники на ногах его, и медный щит за плечами его; и древко копья его, как навой у ткачей; а самое копье его в шестьсот сиклей железа, и пред ним шел оруженосец. И стал [он] и кричал к полкам Израильским, говоря им: зачем вышли вы воевать? Не Филистимлянин ли я, а вы рабы Сауловы? Выберите у себя человека, и пусть сойдет ко мне; если он может сразиться со мною и убьет меня, то мы будем вашими рабами; если же я одолею его и убью его, то вы будете нашими рабами и будете служить нам. И сказал Филистимлянин: сегодня я посрамлю полки Израильские; дайте мне человека, и мы сразимся вдвоем».

Хотя Израиль в прошлом много раз воевал с филистимлянами, этот бой отличается от предыдущих. Причина в том, что в отличие от обычного боя, филистимлянине привели сильного Голиафа, хорошо вооруженного человека с необычными физическими способностями, который пригрозил Израилю, прося достойного противника. Реакция Израиля на его предложение дана в стихе 11:

1-я книга Царств 17:11
«И услышали Саул и все Израильтяне эти слова Филистимлянина, и очень испугались и ужаснулись».

Дабы проследить, насколько соответствовала их реакция обещаниям Господа в Слове, давайте сравним ее с книгой Левит 26:3, 7-8 и Иисус Навин 23:9-11.

Левит 26:3, 7-8
«Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их…. и будете прогонять врагов ваших, и падут они пред вами от меча; пятеро из вас прогонят сто, и сто из вас прогонят тьму и «сто из вас прогонят тьму».

Также в книге Иисус Навин 23:9-11 говорится:
«Господь прогнал от вас народы великие и сильные, и пред вами никто не устоял до сего дня; один из вас прогоняет тысячу, ибо Господь Бог ваш Сам сражается за вас, как говорил вам. Посему всячески старайтесь любить Господа Бога вашего».

Божье обещание было в том, что если бы они обратились к Нему, одного из них было бы достаточно, чтобы прогнать тысячу, и «сто из вас прогонят тьму». Тем не менее, мы видим противоположную вещь: один филистимлянин заставил весь Израиль ужаснуться! К счастью, история здесь не обрывается:

1-я книга Царств 17:12, 16-23
«Давид же был сын Ефрафянина из Вифлеема Иудина, по имени Иессея, у которого было восемь сыновей…. И выступал Филистимлянин тот утром и вечером и выставлял себя сорок дней. И сказал Иессей Давиду, сыну своему: возьми для братьев своих ефу сушеных зерен и десять этих хлебов и отнеси поскорее в стан к твоим братьям; а эти десять сыров отнеси тысяченачальнику и наведайся о здоровье братьев и узнай о нуждах их. Саул и они и все Израильтяне [находились] в долине дуба и готовились к сражению с Филистимлянами. И встал Давид рано утром, и поручил овец сторожу, и, взяв ношу, пошел, как приказал ему Иессей, и пришел к обозу, когда войско выведено было в строй и с криком готовилось к сражению. И расположили Израильтяне и Филистимляне строй против строя. Давид оставил свою ношу обозному сторожу и побежал в ряды и, придя, спросил братьев своих о здоровье. И вот, когда он разговаривал с ними, единоборец, по имени Голиаф, Филистимлянин из Гефа, выступает из рядов Филистимских и говорит те слова, И ДАВИД УСЛЫШАЛ [ИХ]».

Давид только что приехал с поля боя, дабы увидеть своих братьев. Когда он говорил с ними, увидел Голиафа, грозящего Израилю вторично. И он, и люди Израиля слышали, что сказал Голиаф. Тем не менее, они не дали такой же ответ. В стихе 24 говорится:

1-я книга Царств 17:24
«И все Израильтяне, увидев этого человека, убегали от него и весьма боялись».

Как можно понять, люди продолжили вести себя подобным образом, что и сорок дней ранее, прибывая в страхе. Однако мы не можем этого сказать о Давиде. В 25-26 стихе говорится:

1-я книга Царств 17:25-27
«И говорили Израильтяне: видите этого выступающего человека? Он выступает, чтобы поносить Израиля. Если бы кто убил его, одарил бы того царь великим богатством, и дочь свою выдал бы за него, и дом отца его сделал бы свободным в Израиле. И сказал Давид людям, стоящим с ним: что сделают тому, кто убьет этого Филистимлянина и снимет поношение с Израиля? ибо кто этот необрезанный Филистимлянин, что так поносит воинство Бога живаго? И сказал ему народ те же слова, говоря: вот что сделано будет тому человеку, который убьет его».

И Давид, и люди слышали и видели одно и то же. Однако их ответ был совершенно другим. Так, пока люди смотрели на проблему и оценивали ее согласно тому, что видели они и слышали, Давид посмотрел в Слово Божие и оценил проблему СОГЛАСНО СЛОВУ. Поэтому, пока люди думали, «кто мы по сравнению с Голиафом?», Давид думал, «кто Голиаф по сравнению с Богом?» Так, важно не то, что мы видим, а то, как мы оцениваем увиденное. Оцениваем ли мы это как Израиль, т.е. используя наши пять чувств, кажущуюся реальность, или мы оцениваем это как Давид, используя Слово Божие, правду, как мерило всего?

Слова, произнесенные Давидом, так впечатлили людей, что они пересказали их Саулу, который затем послал за Давидом:

1-я книга Царств 17:31-37
«И услышали слова, которые говорил Давид, и пересказали Саулу, и тот призвал его. И сказал Давид Саулу: пусть никто не падает духом из-за него; раб твой пойдет и сразится с этим Филистимлянином. И сказал Саул Давиду: не можешь ты идти против этого Филистимлянина, чтобы сразиться с ним, ибо ты еще юноша, а он воин от юности своей. И сказал Давид Саулу: раб твой пас овец у отца своего, и когда, бывало, приходил лев или медведь и уносил овцу из стада, то я гнался за ним и нападал на него и отнимал из пасти его; а если он бросался на меня, то я брал его за космы и поражал его и умерщвлял его; и льва и медведя убивал раб твой, и с этим Филистимлянином необрезанным будет то же, что с ними, потому что так поносит воинство Бога живаго. И сказал Давид: Господь, Который избавлял меня от льва и медведя, ИЗБАВИТ МЕНЯ И ОТ РУКИ ЭТОГО ФИЛИСТИМЛЯНИНА. И сказал Саул Давиду: иди, и да будет Господь с тобою».

Как мы можем видеть, между Давидом и Саулом существовало то же расхождение во мнении, что между Давидом и людьми. Так, для Саула, Давид казался неспособным к бою с Голиафом. Какова причина? Физический фактор: Давид был всего лишь мальчиком, пастухом. Какие у него могли быть шансы против такого опытного, хорошо вооруженного воина как Голиаф?

С другой стороны, Давид не только верил в то, что он сможет бороться с Голиафом, но и в то, что он сможет победить его. Какова причина? Сила Божия и обещания, данные в Его Слове. Какие шансы могли быть у Голиафа против силы Господней?

Так, оба, и Давид, и Саул, имели причины, по которым они верили в то, во что верили. У последнего были физические основания, у первого – духовные. Последний смотрел на физические данные (оружие, рост, опыт), первый – на духовные (обещания, данные в Слове Божием). Последний дрожал от страха, первый был полон отваги. Кто из них выбрал правильный источник информации, становится очевидным из следующих стихов:

1-я книга Царств 17:40-51
«И взял посох свой в руку свою, и выбрал себе пять гладких камней из ручья, и положил их в пастушескую сумку, которая была с ним; и с сумкою и с пращею в руке своей выступил против Филистимлянина. Выступил и Филистимлянин, идя и приближаясь к Давиду, и оруженосец шел впереди его. И взглянул Филистимлянин и, увидев Давида, с презрением посмотрел на него, ибо он был молод, белокур и красив лицем. И сказал Филистимлянин Давиду: что ты идешь на меня с палкою? разве я собака? И проклял Филистимлянин Давида своими богами. И сказал Филистимлянин Давиду: подойди ко мне, и я отдам тело твое птицам небесным и зверям полевым. А Давид отвечал Филистимлянину: ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских, которые ты поносил; ныне предаст тебя Господь в руку мою, и я убью тебя, и сниму с тебя голову твою, и отдам трупы войска Филистимского птицам небесным и зверям земным, и узнает вся земля, что есть Бог в Израиле; и узнает весь этот сонм, что не мечом и копьем спасает Господь, ибо это война Господа, и Он предаст вас в руки наши. Когда Филистимлянин поднялся и стал подходить и приближаться навстречу Давиду, Давид поспешно побежал к строю навстречу Филистимлянину. И опустил Давид руку свою в сумку и взял оттуда камень, и бросил из пращи и поразил Филистимлянина в лоб, так что камень вонзился в лоб его, и он упал лицем на землю. Так одолел Давид Филистимлянина пращею и камнем, и поразил Филистимлянина и убил его; меча же не было в руках Давида. Тогда Давид подбежал и, наступив на Филистимлянина, взял меч его и вынул его из ножен, ударил его и отсек им голову его; Филистимляне, увидев, что силач их умер, побежали».

Голиаф, филистимлянин, что заставил весь Израиль дрожать сорок дней, был повергнут юным мальчиком, оружием которого были лишь... праща и пять гладких камней. Тем не менее, Давид пошел в бой, полагаясь не на физическое оружие. Как сказал он своему противнику в стихе 45: «ТЫ идешь против меня с мечом и копьем и щитом, А Я ИДУ ПРОТИВ ТЕБЯ ВО ИМЯ ГОСПОДА САВАОФА». Да, Голиаф был хорошо вооружен. Ну и что с того? Сильнее ли он, нежели ГОСПОДЬ САВАОФА? Могущественнее ли он, чем Бог? Я так не думаю. Итак, вопрос не в том, подготовлены ли мы физически для того, чтобы справиться с чем-либо, а в том, верим ли мы ТОЙ силе, ТОМУ оружию, что зовется ГОСПОДОМ САВАОФОМ. Оружие ожидает нас. Это оружие было с Израилем все те дни, что они дрожали от страха перед Голиафом. Однако, вместо того, чтобы верить, они искали избавления через «меч и копье», и когда не смогли найти сего, испугались. Как говориться в Притчах 18:10:

Притчи 18:10
«Имя Господа--КРЕПКАЯ БАШНЯ: убегает в нее праведник--и безопасен».

Наша сильная крепость – Господь. Только в Нем истинная безопасность. Посему мы либо идем к нему, как то сделал Давид, либо избираем другой путь в поиске безопасности, как то сделал Израиль. Как сказано в книге Иеремия 9:23-24:

Иеремия 9:23-24
«Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я--Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь».

Анастасиос Kиoyлaxoглoy