Библейские Истины
Бесплатная подписка

Часто задаваемые вопросы о Библии (PDF) PDF-версия

Часто задаваемые вопросы о Библии

Часто задаваемые вопросы о БиблииНедавно я где-то прочитал, что Библия продается как никакая другая книга. Она переведена практически на все языки мира. Принимая во внимание такой интерес, можно было бы предположить, что уже не осталось вопросов по поводу автора Библии; того, как она была написана, в чем заключается польза этой книги и как ее правильно толковать. Однако, к сожалению, они есть. Дело в том, что большинство людей пытаются найти ответы на эти вопросы где угодно, но только не в самой Библии. Результат очевиден – путаница, которой невозможно избежать, если только не работать с этой книгой так, как мы обычно работаем с любой другой: например, выискивать и доверять той информации, которую дает сама книга. Цель данной статьи заключается в том, чтобы как раз найти такую информацию, и перестать быть невежественными относительно истины.

1. Кто автор Библии?

Чтобы найти ответ на этот крайне важный вопрос, обратимся ко 2-му посланию к Тимофею 3:16. Там говорится:

2-e послание к Тимофею 3:16
“Все Писание богодухновенно....”

В этой фразе есть слово “Писание” – это еще одно имя для книги, которую сейчас мы называем Библией. Другими словами, книга, о которой мы говорим, называет саму себя “Писанием”. Название “Библия” появилось позже. Поскольку очевидно, что Писание и Библия – слова-синонимы, мы можем употреблять эти термины взаимозаменяемо.

Таким образом, стих, приведенный выше, говорит нам, что вся Библия богодухновенна. Вместо фразы “богодухновенно” в греческом тексте стоит слово “тэопнэустос” (θεόπνευστος). Оно имеет два корня: “тэос” (θεός) – что значит по-гречески Бог, и “пнэустос” (πνευστός)– что значит “выдохнуть”. Таким образом, если Библия утверждает, что она “theopneustos” — это значит, что она “Богом выдохнута”, то есть, рождена из дыхания Господа и, следовательно, является Божьим творением. Отсюда вывод: автор Библии – Господь, он выдохнул (или сотворил) ее.

2. Как Библия была написана?

Если Библия – книга, автором которой является Господь, возникает очевидный вопрос: как же Он написал ее? Многие могут также спросить: “Как Бог может быть автором Библии, если то, что я читал/читала, было написано Павлом, Иоанном и другими?” Опять же, мы не сможем найти правильные ответы на эти вопросы иначе как в самой Библии. Итак, 2-ое послание Петра 1:20-21 говорит нам:

2-e послание Петра 1:20-21
“зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.”

Прежде, чем рассматривать данный отрывок, нам нужно удостовериться, что мы чётко понимаем значение слов “пророчество в Писании”. Я заостряю на этом внимание потому, что в наше время слово “пророчество” используется только в значении предсказания чего-либо. Однако, это не единственное значение, которым это слово обладает в Библии. Применительно к Библии слово “пророчествовать” значит “произносить слова, исходящие из божественного поля1” . Неважно, содержат они информацию о будущем или нет.

Выяснив значение слова “пророчество”, мы можем сделать вывод о смысле фразы “пророчество в Писании”. А именно: Библия – это сумма отдельных пророчеств, из которых она состоит. Таким образом, во 2-ом послании Петра утверждается, что ни одна часть Библии не появилась благодаря воле человека. Это значит, что не Павел, к примеру, как-то решил сесть и написать послание к Ефесянам. Если бы это было так, оно было бы написано по воле человека, что Библия исключает. Чтобы понять, какова роль Павла и других в написании Библии, мы продолжим вчитываться в тот же самый отрывок. Ответ кроется в последней части стиха 21, где нам сообщается, что пророчество в Писании (то есть Библия) было написано “святыми Божими человеками, будучи движимы Духом Святым”. Отсюда, кто написал Библию? Святые Божии человеки. Как они ее писали? Будучи движимы Богом, Кто и есть – Дух Святой. А если вы спросите, как же они были “движимы”, ответ найдете в Послании к Галатам. Там говорится только о Павле, но то же самое относится и ко всем остальным.

Послание к Галатам 1:11-12
“Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, НО ЧЕРЕЗ ОТКРОВЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА....”

Быть движимым – не значит находиться во власти Господа, потому что Бог никогда никем не владеет (1-e послание к Коринфянам 14:32-33). Это значит – по богооткровению. Другими словами, Господь сказал Павлу, что писать, и Павел сел и написал. Итак, кто написал Послание к Галатам? Павел. Чьи идеи выражены в Послании к Галатам, и чья подпись стоит под ним? Господа. Так кто же автор? Бог. Кем были Павел и другие, кто внес свою лепту в Библию? Это писцы, записавшие то, что сказал им Господь. Вот почему у Библии, несмотря на то, что она написана многими, автор один – БОГ. Это что-то вроде директора и его секретаря. Кто делает записи? Секретарь. Чьи идеи они содержат? Идеи директора. И, как у директора может быть много секретарей, так и у Бога было много писцов для того, чтобы записывать, что Он желал.

Отсюда сделаем вывод: вся Библия, или Писание, выдохнута Господом и записана людьми, движимыми Богом, то есть по богооткровению.

3. Для чего пригодна Библия?

И снова достоверный ответ может быть найден только в самой Библии. 2-ое послание к Тимофею 3:16 говорит:

2-e послание к Тимофею 3:16
“Все Писание богодухновенно И ПОЛЕЗНО…”

Прежде всего, мы видим, что Библия полезна. Читая дальше, мы поймем, в чем заключается эта полезность:

2-e послание к Тимофею 3:16-17
“Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.”

3.1 “для научения”.

В первую очередь Библия полезна для научения. Это очень важно, так как, когда речь заходит о Боге, люди чаще всего придерживаются учения традиционного или такого, которое общество считает “правильным источником религиозного учения”. Поэтому многие узнают информацию о Боге от священника, родителей, школы и так далее. Любой из этих источников вполне приемлем, ЕСЛИ он учит тому же, чему и Библия. К сожалению, часто бывает наоборот, и учение, получаемое из этих источников, может быть религиозным и искренним, но НЕПРАВИЛЬНЫМ, так как не согласуется с учением, которое Господь дает в Библии. В качестве примера того, как Библия используется для учения, можно привести тему спасения. Ответ, который Библия дает по этому поводу, предельно ясен:

Послание к Римлянам 10:9
“Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься.”

А также:

Послание к Ефесянам 2:8-9
“Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: НЕ от дел, чтобы никто не хвалился.”

Можно ли сказать яснее, что для спасения нужны не добрые дела, а вера в то, что Иисус – Господь наш, и Бог воскресил его из мертвых? Если ваша школа, или духовный наставник, или семья имеет другую точку зрения, какому учению вы будете следовать? Учению Библии или учению различных людей, кем бы они ни были? Я выбираю учение Библии, потому что только она полезна “для научения”.

3.2 “для обличения”.

Кроме учения, Библия полезна также для обличения и исправления. Это значит, что Библия способна показать нам, что мы ошибаемся и где именно мы ошибаемся. Так, к примеру, если бы я верил, что спасение достигается добрыми делами, или верой и добрыми делами, или, я не знаю чем еще, но только не верой в то, что Иисус – Господь наш, и Бог воскресил его из мертвых, мне нужно было бы обличение и исправление. В этом случае нам снова поможет уже рассмотренный нами выше стих из Послания к Римлянам 10:9: если я не верю в то, что там сказано, он говорит мне, что я ошибаюсь, и указывает на верное. Таким образом, он учит меня, упрекает меня и исправляет меня, и все это в одном и том же стихе. Еще один подобный пример мы видим в Послании к Ефесянам 4:31:

Послание к Ефесянам 4:31
“Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас;”

Если я раздражен, или разгневан, Библия говорит мне, что это неправильно. И знаете почему? Не потому что общество или мировая нравственная система определяет это как неправильное, а потому что БОГ в Его Слове определяет это как неправильное. Для того чтобы понять, что правильно, а что нет, не нужно знать мировую нравственную систему и следовать ей. Нужно знать Слово Божие и следовать ему.

3.3 “для исправления”.

В-третьих, Библия пригодна для исправления. Исправление – необходимое дополнение к обличению. Благодаря обличению мы понимаем, что где-то ошибаемся, при помощи исправления узнаем, как поступать правильно. Достаточно прочесть еще один стих из Послания к Ефесянам 4:31, чтобы понять, что после обличения мы находим исправление. Итак, Послание к Ефесянам 4:32 говорит нам:

Послание к Ефесянам 4:32
“но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.”

Всё, для чего полезна Библия (учение, обличение, исправление), делает ее полезной для наставления в праведности, или, как говорит греческий текст, для обучения праведности.

3.4 “да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.”

Причина, по которой Бог дал нам Библию, полезную для всего этого, заключается в том, чтобы человек Божий стал СОВЕРШЕНЕН. Это значит, что ты не сможешь стать совершенным, если не будешь делать то, что говорит Библия.

Из данного отрывка также явствует, что Библия дана людям, дабы Божий человек был “ко всякому доброму делу приготовлен”. Добрые дела, упомянутые здесь, -- это не те добрые дела, которые ВЫ “задумали” для Бога. Для Бога добрыми являются только те дела, “которые Бог предназначил нам исполнять.” (Послание к Ефесянам 2:10). Чтобы быть подготовленными к этим добрым делам, вам нужен учебник Господа – Библия.

4. Какое толкование Библии правильное?

Ответив на три основных вопроса касательно Библии, мы можем продвинуться на шаг вперед и исследовать еще одну важную проблему, которая является источником большой путаницы. Она касается толкования Библии. Необходимость правильного ответа на данный вопрос доказывается существованием сотен религиозных сект, которые претендуют на то, что следуют Библии, однако, тем не менее, имеют существенные отличия друг от друга. Как и в случае с предыдущими вопросами, нам снова следует обратиться к Библии, чтобы посмотреть, что она сама предлагает касательно своего толкования.

Во 2-м послании к Тимофею 2:15 говорится о том, что каждый христианин несет ответственность за толкование Слова Божьего.

2-e послание к Тимофею 2:15
“Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины.”

Слово истины – это Слово Божье, то есть Библия. Вышеприведенный стих говорит нам, что мы ответственны перед Богом за “верное преподавание” Его Слова. Греческое слово, переведенное в Русском Синодальном тексте как “верно преподающим”, это слово “ортотомоунта” (orthotomounta). Оно состоит из двух слов: “ортос” (orthos), что значит “идеально правильно или прямо” и глагола “томо” (tomo) со значением “резать”. Таким образом, “ортотомоунта слово истины” значит “идеально правильное вырезание слова истины”.

Бог призывает нас вырезать Его Слово идеально правильно, и это значит, что ты не сможешь сделать два или три надреза так, чтобы все они были идеально правильными. Это было бы равнозначно многочисленным разным толкованиям Слова Божиего и вытекающим из них противоречиям. Но это невозможно, если определять Библию как Слово Единого истинного Бога. Чтобы понять, что же значит это самое идеально правильное вырезание Слова Божиего, мы опять обратимся к отрывку, который исследовали немного раньше:

2-e послание Петра 1:20-21
“зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.”

Мы уже знаем, что “пророчество в Писании” – это все Писание, то есть Библия. Согласно вышеприведенному отрывку, в Библии ничто не должно истолковываться индивидуально. И, поскольку, личное толкование исключено, единственная альтернатива – это то, что Библия толкует себя сама, то есть она само-истолковываема. Это значит, что нам не дозволено дать Библии свое собственное толкование. Напротив, если мы хотим представить себя Богу достойными, мы должны следовать толкованию, которое дает Библия сама себе. Другими словами, ты не являешься тем, кто определяет идеально правильное вырезание Слова Божьего. Библия делает это, толкуя саму себя. Ты же в ответе перед Богом за находку этого идеально правильного вырезания.

Следовательно, вот ответ на вопрос: какое толкование Библии правильное? — то, которое она дает сама себе. Для вас не должно иметь значения, совпадает ли это толкование с традиционным или предлагаемым религиозными сектами. Для вас должно иметь значение, чтобы представить себя Богу достойными, а для этого нужно искать то толкование Библии, которое эта книга дает себе сама.

5. Важность точности, проиллюстрированная двумя примерами.

Итак, мы уже осознали, что Библия – это Слово Божие, данное нам прямо от Господа посредством откровения. Это говорит о том, что любые изменения посредством добавления, удаления и искажения разрушают Слово Божие и лишают его статуса Слова Божиего. То же самое происходит и в случае неправильного истолкования. Слова Божиего: у тебя есть Слово Божье, и у тебя есть правильное истолкование. Ниже мы приведем два примера, которые покажут важность, как и последствия ошибки в делении Слова Божиего.

5.1 Ева и дьявол.

Первый пример – из наиболее ранней истории человечества. Господь уже сотворил человека, дав ему власть над всем миром (Бытие 1:28), и ввел только одно ограничение. Это ограничение дано в Бытие 2:16-17:

Бытие 2:16-17
“И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.”

Это то, что сказал Господь, иначе говоря, Слово Божье. Давайте теперь посмотрим Главу 3:

Бытие 3:1
“Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?”

В этом стихе змей (другое имя дьявола)2 искушает женщину. Мы видим, что с самого начала он не открывает свое истинное лицо. Он начинает свою беседу с ней с вопроса: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» Знал ли он, что сказал Господь? Конечно, да. Однако он постарался зародить в разуме женщины сомнения. Стратегия осталась прежней. Действительно, сколько на протяжении столетий было таких вот личностей, которые точно так же, как дьявол, всю свою жизнь старались заставить Божьих людей поставить под вопрос сказанное Богом? И они всегда преуспевали там, где Божьи люди знали не совсем точно, что сказано в Слове Божием. Вот почему необходимо правильно интерпретировать и точно знать, что говорит нам Слово Божье. К сожалению, у женщины это не получилось. Почитаем ее ответ в стихах 2 и 3:

Бытие 3:2-3
“И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.”

На первый взгляд, то, что сказала женщина, довольно точно. Однако простое сравнение с тем, что сказал Господь, легко доказывает, что это не так. На самом деле, она сказала “плоды с дерев мы можем есть”, а Господь: “от всякого дерева в саду ты будешь есть”. Очевидно, что некоторые слова она пропустила. Вы можете сказать: “О, ну это же ничего не значит.” Но если это ничего не значит, почему Господь сказал именно так? Всё, что говорит Господь, имеет значение. Каждое слово Библии находится там потому, что Бог так хотел, и поэтому оно равнозначно слову Бога. Но вернемся к Еве. Пропущенные ею слова были лишь началом. Стих 3: “только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.” Это на самом деле то, что “сказал Бог”? Нет. Потому что он никогда не говорил “и не прикасайтесь к ним”. Более того, когда Ева говорила о смерти, которая произойдет после того, как они поедят с дерева, она сместила акцент с того, что сказал Господь. На самом деле Бог подчеркнул, что “в день (именно в тот самый день), в который ты вкусишь от него, смертью умрешь”. А поскольку Господь правдив во всем, что Он говорит, что-то должно было умереть в тот день3. Но посмотрите, что сделала женщина: сначала она пропустила слово, потом добавила фразу и в конце убрала акцент с того, что сказал Господь. Следовательно, то, что она сказала, было не чем иным, как искажением слов Бога. И теперь, когда змей увидел, что она ошибается в том, что говорил Господь, он показал свое истинное лицо: “И сказал змей жене: нет, не умрете”. Посмотрите, какое противоречие между словами Бога: “смертью умрешь” -- и дьявола: “нет, не умрете”. Интересно, что всего лишь добавление одного маленького слова рождает такое противоречие со Словом Божьим. Вы можете подумать, что в наше время все изменилось, но это не так. К примеру, на протяжении тысяч лет Господь говорил: “Ибо благодатью вы спасены через веру … не от дел, чтобы никто не хвалился.” (Послание к Ефесянам 2:8-9) Однако для миллионов людей всё как раз наоборот: “от дел”. Догадываетесь, кто сделал это “не от дел” из послания к Ефесянам 2:8-9 несуществующим для миллионов людей? Тот же, кто добавил “нет” в книге Бытие 3. К сожалению, это не единственный пример неправильной интерпретации Слова Божьего. Есть много других таких же серьезных, которых можно было бы избежать, если бы мы не следовали традициям, а правильно разделяли Слово Божье.

5.2 Иисус и дьявол.

После такого достаточно грустного примера давайте рассмотрим более приятный из Евангелия oт Матфея 4:1-11:

 Евангелие oт Матфея 4:1-3
“Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.”

Прежде чем мы продолжим, скажите, как вы думаете, каким образом дьявол говорил с Иисусом Христом? На протяжении многих лет, находясь под религиозным влиянием, я был склонен думать, что здесь говорит темнокожее существо с двумя рогами. Но в каком месте Библия описывает дьявола так? Нигде. Согласно Библии, дьявол – духовное творение, падший ангел, не имеющий материальной субстанции. Каким же тогда образом дьявол может здесь говорить? Ответ очевиден: при помощи откровения. И если он мог сделать это с Иисусом, конечно же, он может сделать это и с каждым из нас. Поэтому недостаточно, чтобы нечто исходило из божественного поля. Оно должно также исходить из верного источника божественного. То, что исходит от Господа, всегда согласуется с Библией, это благословение, которое действует и сразу же, и после долгого времени. То, что исходит от дьявола, рано или поздно заканчивается слезами, смятением и противоречиями в ситуации, о которой говорилось. Необходимо отметить, что этой моей ошибки можно было бы избежать, если бы я не интерпретировал Библию по-своему. И я также мог бы избежать неприятностей, который доставил мне дьявол, пользуясь моим невежеством.

Возвращаясь к вышеприведенному примеру, мы увидим, что модель поведения дьявола та же, что и в предыдущем случае. Опять он пытается оспорить то, что сказал Господь, а именно то, что Иисус Христос – Сын Божий (Евангелие oт Матфея 3:17). Знал ли дьявол, что Иисус – Сын Божий? Конечно, знал. Однако он попытался заставить того засомневаться в своей истинной сущностти. Как Иисус ответил дьяволу? Стих 4 говорит нам:

 Евангелие oт Матфея 4:4
“Он же сказал ему в ответ: НАПИСАНО: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.”

Иисус знал: для того, чтобы противостоять искушению, он нуждается в Слове Божием. Посмотрите, как он точен: его первое слово “НАПИСАНО”, а потом он процитировал отрывок из Библии, относящийся к искушению. Так он одерживает верх над дьяволом, и так все мы можем его победить.

Дьявол, потерпев поражение в первой попытке, предпринимает вторую. Принцип тот же:

Евангелие oт Матфея 4:5-6
“Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.”

Вышеприведенный отрывок показывает, что дьявол тоже умеет использовать Библию. Однако он использует ее вероломно. То, что дьявол цитирует, записано в Псалтире 91:11-12. Если вы сравните этот отрывок с тем, что он процитировал, вы увидите, что дьявол опустил фразу “путях твоих”. Более того, он сознательно по-своему толкует Библию, прося Иисуса Христа броситься вниз, потому что, как он сказал,… так написано. Это пример того, к какому неверному заключению можно придти, если неправильно интерпретировать Слово Божье. Посмотрите, как отреагировал Иисус Христос:

Евангелие oт Матфея 4:7
“Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.”

Иисус Христос правильно истолковывает Слово Божье. Вы не можете употребить то, что сказал Господь в одном месте, отдельно от того, что он сказал в других местах по тому же поводу. Таким образом, оставив Писанию право истолковывать само себя, Иисус Христос второй раз поверг дьявола. Однако тот упорствовал:

Евангелие oт Матфея 4:8-9
“Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.”

Здесь дьявол выкладывает свой последний козырь. Он дает все и взамен требует открытого поклонения. Давайте посмотрим на реакцию Иисуса:

Евангелие oт Матфея 4:10
“Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо НАПИСАНО: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.”

Многие говорят: “Отойди от меня, сатана”, -- когда чувствуют его присутствие и давление. Однако Иисус Христос не остановился на этом. Он также добавил: “НАПИСАНО”, -- точно повторив, что Слово Божье говорит об объекте почитания. Результат тактики Иисуса показан в стихе 11:

Евангелие oт Матфея 4:11
“Тогда оставляет Его Диавол”

Как вы думаете, оставил бы его дьявол, если бы он не вел себя с ним именно так? Не думаю. Как говорит книга Иакова 4:7, единственный способ избавиться от дьявола – противостоять ему.

Послание Иакова 4:7
“Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас.”

Пример Иисуса Христа показывает нам, что для того, чтобы противостоять дьяволу, мы должны четко знать Слово Божье и постоянно применять его. Ева так не сделала. Результат хорошо известен. Нам нужно точно определить, что мы будем делать: будем правильно толковать Слово Божье независимо от учений людских и взглядов религиозных сект, или будем следовать искусственно созданным традициям. Так как это относится к Господу, правильный ответ может быть только один:

"Старайся представлять себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины."

Анастасиос Kиoyлaxoглoy


1. Поскольку в поле божественного существуют два противоположных полюса, различают истинное пророчество, исходящее от Бога Отца Иисуса Христа, и лживое пророчество, исходящее от врага Господа дьявола.

2. См. Откровение Иоанна 20:1-2

3. Чтобы узнать, что умерло в тот день, нажмите здесь: Дух, душа и тело