Библейские Истины
Бесплатная подписка

Воскресение  или жизнь сразу после смерти? (PDF) PDF-версия

Воскресение или жизнь сразу после смерти?

(Заметка: Эта статья является частью исследования под названием: Воскресение или жизнь сразу после смерти? Мы советуем читателю также прочитать другие статьи этого исследования.)

В этой статье, так же как и в серии других, мы затронем очень важную тему, которая была причиной долгих дискуссий и множества вопросов. Эта тема касается того, что происходит после смерти, и мы подойдем к ней с точки зрения Библии, которая, как мы искренне верим, есть то, что сказал Бог, единственный источник, который может дать нам достоверную информацию.

1. Смерть: Бог не хочет оставить нас в неведении

Для того чтобы начать исследование нашего вопроса, мы обратимся к 1-му посланию к Фессалоникийцам 4:13, где мы читаем:

1-e послание к Фессалоникийцам 4:13
Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших...”

Как становится очевидно из этого отрывка, Бог не хочет оставить нас в неведении об умерших. Наоборот, Он хочет, чтобы мы знали, что в свою очередь значит, что он также предоставил всю необходимую информацию, чтобы развеять любое непонимание или неведение. И чтобы усвоить эту информацию от нас требуется только одно – продолжать читать этот отрывок. И действительно, стихи 13-18 в этой же главе, говорят нам:

1-e послание к Фессалоникийцам 4:13-18
“Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак утешайте друг друга сими словами.”

Как мы можем видеть, здесь говорится об “мертвых во Христе” или “умерших в Иисусе” то есть, тех, кто умер, веруя в Господа Иисуса Христа. Хотя это всего лишь часть всех умерших, выводы о состоянии мертвых, которые можно сделать из приведенного выше, имею т более общий смысл.

Возвращаясь теперь к тому, о чем говорится в вышеприведенном отрывке, то есть к информации, которую нам дал Бог, чтобы устранить наше незнание и непонимание о мертвых, мы видим, что нет никакого прямого указания на предполагаемую жизнь сразу после смерти. Наоборот, этот отрывок четко указывает, что ЕДИНСТВЕННЫМ выходом из состояния смерти и способом возвращения в жизнь есть воскресение. Действительно, в соответствии с упомянутым отрывком, умершие во Христе будут воскрешены из мертвых в день прихода Господня, в то время как, ожившие Христиане воссоединятся с ними в тот день на небесах, чтобы быть с Господом на воздухе. “И ТАК ВСЕГДА С ГОСПОДОМ БУДЕМ (все Христиане, живые и мертвые)”, что в свою очередь означает, что поскольку мы БУДЕМ (будущее время) с Господом, ни один из умерших не находится с Господом сейчас и мы, если умрем, не будем мгновенно с Господом. Мы БУДЕМ с Ним, когда Он придет.

Помимо приведенного выше отрывка из 1-го послания к Коринфянам 4:13-18, который был дан нам, чтобы мы были полностью осведомлены о мертвых во Христе, Слово Божие содержит еще отрывки, подтверждающие сказанное нам в 1-ом послании к Коринфянам 4:13-18. Таким отрывком является 1-ое послание к Коринфянам 15:20-24, где, начиная со стихов 20-22, мы читаем:

1-e послание к Коринфянам 15:20-22
“Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, [так] через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе ВСЕ оживут

Из этого отрывка мы можем сделать два вывода. Первый заключается в том, что воскрешены будут ВСЕ, хотя в последующем стихе 23 сказано “каждый в своем порядке” то есть не все одновременно. Помимо этого приведенный выше отрывок поясняет, что мертвые БУДУТ возвращены к жизни, что в свою очередь означает, что они НЕ живы сейчас. Таким образом, доктрина, утверждающая противоположное, т.е. что они живы сейчас, не может быть верной.

Ответ на вопрос, когда будут умершие воскрешены, мы находим в стихах 23-24 той же главы, где мы читаем:

1-e послание к Коринфянам 15:23-24
“каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу.”

Первый и единственный на данный момент, кто был воскрешен из мертвых, это Христос. Но Его воскресение будет не единственным, так как в будущем за ним последуют: в первую очередь воскреснут Христовы, то есть те, кто умер, веруя в Господа Иисуса Христа, а за ними все остальные. Время, когда произойдут эти воскресения, т.е. воскресение Христовых, определено как время прихода Христова, как также сказало нам 1-е послание к Фессалоникийцам 4. Из этого можно сделать вывод, что, поскольку в соответствии с «расписанием», приведенным в вышеупомянутом отрывке, мертвые во Христе будут первыми, кто будет воскрешен, и это будет день прихода Христова, который еще в будущем, сегодня, кроме Господа Иисуса Христа НЕТ умерших, вернувшихся к жизни. Наоборот, в будущем все БУДУТ возвращены к жизни, каждый в своем порядке.

2. “И в каком теле придут?”

Библия не только говорит нам, что те, кто умер, веруя во Христа, восстанут из мертвых в день прихода Его, но и говорит, в каком теле они восстанут. И действительно, начиная с 1-го послания к Коринфянам 15:35-41 мы читаем:

1-e послание к Коринфянам 15:35-41
“Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело. Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц. Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе.”

Причина, по которой Павел упоминает семя, которое вырастает во что-то иное, растение, и различия между телами и т.д. указана в начале отрывка, где нам недвусмысленно говорится, что все это сказано в связи с тем «как воскреснут мертвые и в каком теле они придут». Также в стихе 42 мы читаем:

1-e послание к Коринфянам 15:42
Так и при воскресении мертвых…”

Фраза «так и» связывает то, что было сказано ранее (стихи 35-41) с тем, что следует далее («воскресение мертвых»). Другими словами, как и семя: хоть оно и «умирает», но оно дает жизнь целому растению, таким образом, несмотря на то, что это земное тело умрет, другое тело последует за ним в воскресении. И поскольку все тела разные, так и воскресшее тело будет отличаться от земного. Более того, так же как тела небесные и земные различаются в величии, так и воскресшее тело будет отличаться от земного. Так в стихах 42-45 сказано:

1-e послание к Коринфянам 15:42-45
“Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий.”

В этом отрывке, фраза “тело душевное” является переводом с греческого "σώμα ψυχικόν" (сома психикон), где слово "психикон" является прилагательным, образованным от существительного "психе", означающего душу. Таким образом, "сома психикон" означает "тело душевное" то есть тело, чья жизнь основана на душе. Это тело, которое есть у каждого из нас сейчас, тело, которое «сеется» (1-e послание к Коринфянам 15:44). Однако тело это не подходит для вечной жизни, которую нам обещал Бог.

В 1-ом послании к Коринфянам 15:40 сказано:

1-e послание к Коринфянам 15:50
“Но то скажу [вам], братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления.”

Это тело из плоти и крови, будучи тленным, неспособно обрести нетленность, и потому должно быть изменено. Как сказано в стихах 53-55:

1-e послание к Коринфянам 15:53-55
“Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою.”

Только когда смертные и тленные тела, которые есть у нас сейчас, обретут бессмертие и нетленность, смерть будет побеждена. Поскольку новое тело – тело, которое воскреснет (1-e послание к Коринфянам 15:44), которое займет место нынешнего тленного душевного тела, того, которое будет «посеяно» - станет нетленным, смерть не будет иметь власти над ним. Это не будет тело душевное, то есть тело, жизнь которого основана на душе, но тело духовное, тело обладающее теми же качествами, что и тело Господа Иисуса Христа, единственного на данный момент, обладающего таким телом. Как сказано в стихах 44-49 1-го послания к Коринфянам:

1-e послание к Коринфянам 15:44-49
“Есть тело душевное (сома психикон), есть тело и духовное (сома пневматикон). Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек--из земли, перстный; второй человек--Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного.”

Любой человек на земле, ушедший с лица земли, включая Адама и Христа, имел душевное тело. Однако Иисус единственный, кто пошел дальше, ибо, несмотря на то, что он умер, он не остался мертвым, как все остальные, а был воскрешен через три дня и три ночи, в нетленном, духовном теле. Таким образом, духовное тело это не теория, а реальность, поскольку это тело, которое Господь Иисус Христос имеет сейчас1. И поскольку мы сейчас носим «униформу» Адама, душевное тело - " образ перстного” – то, в один день, день пришествия Иисуса, мы будем также носить Его «униформу», духовное тело - “образ небесного”. Когда это произойдет? Ответ в стихах 51-52 той же главы 1-го послания к Коринфянам, где мы читаем:

1-e послание к Коринфянам 15:51-52
“Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся.”

И в 1-м послании к Фессалоникийцам сказано:

1-e послание к Фессалоникийцам 4:15-18
“Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак утешайте друг друга сими словами.”

Поэтому, делая вывод из всего сказанного выше:

Бог не желает, чтобы мы оставались в неведении об умерших, и по этой причине Он в Слове Своем дал всю необходимую информацию на наше благо. И в соответствии с этой информацией, Христос – первый и единственный, который, несмотря на то, что умер, жив СЕЙЧАС, ибо Господь воскресил его из мертвых. Как сказано в 1-ом послании к Коринфянам, Он – ПЕРВЕНЕЦ, Он – ПЕРВЫЙ. И следом за ним будут возвращены к жизни Христовы, то есть мертвые Христиане, в то время как остальные мертвые последуют за ними позже (1-e послание к Коринфянам 15:23).

Относительно времени, когда мертвые во Христе воскреснут, Слово Божие определяет это время как время прихода Господня. Это в свою очередь означает, что поскольку это произойдет в будущем, мертвые никак не могут быть живыми сейчас. Наоборот, они БУДУТ воскрешены в тот день. Однако это будет не единственным событием, которое случится в тот день вместе с воскресением умерших Христиан, те Христиане, которые останутся в живых в тот день будут восхищены с воскресшими на небесах, чтобы быть с Господом на воздухе. (1-e послание к Фессалоникийцам 4:17). И как сказано в 1-ом послании к Фессалоникийцам 4:17 tells us: “И ТАК ВСЕГДА С ГОСПОДОМ БУДЕМ [все Христиане]".

Относительно тела, которое умершие обретут в тот день – это будет тело духовное, то есть тело нетленное и бессмертное, такое же, как у Иисуса сейчас. Это также будет тело, которое получат взамен своих нынешних тленных душевных тел восставшие из мертвых Христиане в день, когда они воссоединятся на небесах. В соответствии со Словом Божиим, это произойдет “во мгновение ока” (1-e послание к Коринфянам 15:52), и может произойти это в любой момент, даже в самом ближайшем будущем. Точное время Господь не поведал нам в Слове своем и поэтому никто знать его не может (смотрите 1-e послание к Фессалоникийцам 5:1-2, Евангелие oт Марка 13:32, 2-e послание Петра 3:4-13)

3. Дальнейший анализ вопроса об умерших

Несмотря на тот факт, что Слово Божие очень ясно объясняет правду об умерших, взгляд на верования большинства Христиан сильно отличается. И действительно, многие Христиане полагают, что если человек умирает, то его душа продолжает жить, и после того, как она пройдет суд, она отправляется на небеса, где она находится с Господом и его возлюбленными, находясь в сознании и блаженно восхваляя Господа. Таким образом, если следовать этому «общему мнению», смерть это друг, который дает лучшую жизнь «на том свете». Сравнение этого взгляда с тем, что нам открыло на наше благо Слово Божие, делает очевидным ошибочность такого взгляда. Однако, помимо уже приведенных отрывков, в Слове есть еще множество примеров, которые делают ошибочность этого «общего мнения» и его постулатов, еще более очевидной. Далее мы изучим эти постулаты и сравним их со Словом Божиим2.

3.1.Попадают ли на небо умершие после своей смерти?

Как мы выяснили в 1-й главе, первыми из умерших на небо попадут воскресшие Христиане в день явления Господня. Из этого можно легко сделать вывод, что ни один из умерших не находится на небесах сейчас – конечно, исключая воскрешенного Христа – и никто туда не попадет сразу после смерти. Так куда же попадают умершие после смерти? Ответ Библии прост – в могилу, поскольку это и есть значение слов «Шеол» или «Гадес», которыми в Библии определено место умерших. Полное понимание характеристик «Шеола» и «Гадеса» можно приобрести, изучив эти два слова. С этой целью в Приложении 2 приведен полный список их упоминаний в Библии.

3.2 Есть ли у мертвых знание и сознание?

Другое традиционное убеждение гласит, что после смерти, мертвые продолжают жить, сохраняя все свои знания, полное сознание и помогая живым. И снова, Бог, чтобы просветить нас, сказал, что подобное утверждение не может быть верным. И действительно, в соответствии с тем, что мы увидели, мертвые – не живые, и это значит, что они не могут совершать действия, которые могут быть приписаны только живым или обладать их характеристиками. Книга Екклезиаста 9:4-6, 10 не предоставляет возможности для другого мнения. Там мы читаем:

Книга Екклезиаста 9:4-6, 10
“Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву. Живые ЗНАЮТ, что умрут, А МЕРТВЫЕ НИЧЕГО НЕ ЗНАЮТ, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению, и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, И НЕТ ИМ БОЛЕЕ ЧАСТИ ВО ВЕКИ НИ В ЧЕМ, ЧТО ДЕЛАЕТСЯ ПОД СОЛНЦЕМ ….. Все, что может рука твоя делать, по силам делай; ПОТОМУ ЧТО В МОГИЛЕ (Шеол), КУДА ТЫ ПОЙДЕШЬ, НЕТ НИ РАБОТЫ, НИ РАЗМЫШЛЕНИЯ, НИ ЗНАНИЯ, НИ МУДРОСТИ.”

Как становится очевидно из этого отрывка, у умерших нет сознания, “и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем” то есть ни в чем происходящем в жизни. Это не только опровергает утверждения о сознании и знании после смерти, более того, это опровергает утверждения, что «святые» являлись другим «святым» и беседовали с ними, или о том, что такие личности как Мария, слышат и отвечают на молитвы. Как мы видим из Библии, нет такого человека, за исключением воскрешенного Христа, который бы умер и был сейчас жив.

И, таким образом, никто из умерших не может являться живым людям или слышать и отвечать на их молитвы, ибо, будучи мертвыми, у них нет сознания “и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем”.

3.3 Восславляют ли мертвые Бога?

Еще одно традиционное мнение относительно умерших, заключается в том, что после смерти люди попадают на небеса и там восславляют Бога. Однако исходя из информации, которую дал нам Господь, чтобы мы знали и не оставались в неведении, становится очевидно, что это тоже неправда, поскольку умершие и не находятся на небесах и не живы, чтобы восславлять. Слово также напрямую опровергает это. И в Псалтире 6:5 сказано:

Псалтирь 6:5
ибо в смерти нет памятования о Тебе [Господь]: во гробе [Шеол] кто будет славить Тебя?

Вопреки традиционным взглядам, Слово дает понять, что «во смерти НЕТ памяти» Господа. В Шеоле, в могиле, никто не может восславит Его, поскольку там нет живых, которые могут это делать. Именно ЖИВЫЕ, и только они могут восславлять Господа и благодарить Его. И в Книге пророка Исаии 38:18-19 сказано:

Книга пророка Исаии 38:18-19
“ИБО НЕ ПРЕИСПОДНЯЯ [SHEOL] СЛАВИТ ТЕБЯ, НЕ СМЕРТЬ ВОСХВАЛЯЕТ ТЕБЯ, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою. ЖИВОЙ, ТОЛЬКО ЖИВОЙ ПРОСЛАВИТ ТЕБЯ…”

Только живые, но не мертвые, могут благодарить и восславлять Господа. И именно сейчас нам стоит Его восславлять и благодарить, а не после того как мы умрем.

3.4 Смерть: друг, посланный Богом?

В продолжение вышеперечисленным заблуждениям есть еще одно: Смерть это друг, посланный Богос, чтобы приблизить нас к Нему. И снова, то, что мы прочитали в первой и второй частях, дает нам понять, что это тоже заблуждение. Если бы смерть была другом, посланным нам Богом, тогда Ему не нужно было бы сменять смерть на воскрешение. Это говорит о том, что смерть не может быть другом, как утверждает традиция. В 1-ом послании к Коринфянам мы читаем:

1-e послание к Коринфянам 15:26
“Последний же ВРАГ истребится--смерть”

Смерть не есть друг, как многие полагают, но это есть враг и он будет истреблен как таковой3. Из этого мы также можем сделать вывод, что смерть, будучи врагом Господа, не может быть его творением. Кто же тогда породил смерть? Ответ в Послании Евреям 2:14, где мы читаем:

Послание к Евреям 2:14
“А как дети причастны плоти и крови, то и Он [Иисус] также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, ТО ЕСТЬ ДИАВОЛА

Таким образом, это дьявол, а не Бог, кто имеет власть над смертью. Как сказано нам в Евангелии от Иоанна 8:44:

Евангелие oт Иоанна 8:44
“Ваш [Он имеет ввиду евреев, к которым обращается] отец диавол;…ОН БЫЛ ЧЕЛОВЕКОУБИЙЦА ОТ НАЧАЛА.”

Диавол был человекоубийцей с самого начала. Бог же, напротив, никогда не желал смерти, и старался в абсолютно противоположном направлении, предоставляя абсолютное решение проблемы смерти. Какое решение? Вера в Господа Иисуса Христа. Как сказал Иисус в Евангелие от Иоанна 11:25:

Евангелие oт Иоанна 11:25
“Иисус сказал ей: Я есмь ВОСКРЕСЕНИЕ и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, ОЖИВЕТ.”

4.Вывод

В этой статье мы рассмотрели вопрос о том, что происходит после смерти. Как мы увидели, кроме Иисуса Христа, который был воскрешен из мертвых, больше нет оживших мертвых. Следующими, кто будет воскрешен в день пришествия Господня, будут Христовы, то есть умершие Христиане. И тело, которое они обретут в тот день, это будет не тело душевное, которое у них было до смерти, но тело духовное, как то, что имеет сейчас Иисус. За воскресшими мертвыми Христианами, в тот день последуют Христиане живые, и их тела тоже сменятся с душевных на духовные. После этого, все мы (все Христиане, живые и мертвые) “всегда с Господом будем” (1-e послание к Фессалоникийцам 4:17).

Изучив то, что Библия говорит о мертвых, а также рассмотрев некоторые традиционные мнения с точки зрения Слова Божия, мы увидели, что умершие:

i) Не попадают на небеса, а идут в могилу.

ii) Не имеют сознания и не участвуют в жизни мирской.

iii) Не восславляют и не благодарят Господа.

Более того, мы увидели что:

iv) Смерть не есть друг, которые приблизит нас к Господу, но это враг, который будет истреблен.

v) Смерть нам дал не Господь, а Диавол.

Из всего вышесказанного, становится ясно, что смерть это не надежда, которую должен иметь Христианин. Наоборот, нашей надеждой должно быть пришествие Господа Иисуса Христа, после которого, если мы будем мертвы – мы будем воскрешены, если будем живы – вознесемся на небеса, чтобы быть с Господом на воздухе (1-e послание к Фессалоникийцам 4:17). И поэтому, будучи Христианами, мы должны ждать не дня нашей смерти, а дня пришествия Господня. Как сказано в Послании к Филлипийцам 3:20-21:

Послание к Филиппийцам 3:20-21
“Наше же жительство--НА НЕБЕСАХ, ОТКУДА МЫ ОЖИДАЕМ И СПАСИТЕЛЯ, ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА, КОТОРЫЙ УНИЧИЖЕННОЕ ТЕЛО НАШЕ [тело душевное] ПРЕОБРАЗИТ ТАК, ЧТО ОНО БУДЕТ СООБРАЗНО СЛАВНОМУ ТЕЛУ ЕГО [тело духовное], силою, [которою] Он действует и покоряет Себе всё.”

Итак, давайте вверим наши уши и сердца не фальшивому «утешению» религии, но к истинному утешению Слова, чтобы мы ждали не жалкого явления смерти, а величественного явления Господня, когда наши нынешние тленные душевные тела сменятся на то “что будет сообразно славному телу Его”, и после которого мы “всегда с Господом будем”.

Анастасиос Kиoyлaxoглoy

 



Примечания

1. Поскольку после своего воскресения, Иисус Христос обладает духовным телом, логичным источником информации о качествах и способностях этого тела может стать изучение Евангелий, описывающих события после Воскресения. Сделав это, мы увидим что: духовное тело это тело со сверхъестественными возможностями, поскольку, после воскрешения, Иисус мог автоматически и моментально исчезать и появляться (смотрите Евангелие от Луки 24:31, 37). Более того, это тело, способное изменять свою форму (Евангелие от Марка 16:12), хотя у него есть и плоть, кровь и к Нему можно прикоснуться, т.е. это тело в буквальном смысле слова (Евангелие от Луки 24:39).

2. Для исследования того, что Библия определяет, как «душа», и близкий термин «бессмертие души» смотрите Приложение 1 этой статьи.

3. Смотрите Откровение 20:14 для точного описания его истребления.