Библейские Истины
Бесплатная подписка

Десятина, даяние и Новый Завет (PDF) PDF-версия

Даяние в Новом Завете – 2 Коринфянам 9

Эта статья - продолжение нашего исследования 2 Коринфянам 8 главы. Обилие информации касательно даяния, представленное во 2 Послании Коринфянам 8 главе, мы наблюдаем в той же мере и во 2 Коринфянам 9 главе.

2 Коринфянам 9:1-5: Пожертвование как благословение, а не как побор

2 Коринфянам 9:1-5
«Для меня впрочем излишне писать вам о вспоможении святым, ибо я знаю усердие ваше и хвалюсь вами перед Македонянами, что Ахаия приготовлена еще с прошедшего года; и ревность ваша поощрила многих. Братьев же послал я для того, чтобы похвала моя о вас не оказалась тщетною в сем случае, но чтобы вы, как я говорил, были приготовлены, [и] чтобы, когда придут со мною Македоняне и найдут вас неготовыми, не остались в стыде мы, - не говорю 'вы', --похвалившись с такою уверенностью. Посему я почел за нужное упросить братьев, чтобы они наперед пошли к вам и предварительно озаботились, дабы возвещенное уже благословение ваше было готово, как благословение, а не как побор».

Павел называет пожертвование «благословением». Это не десятина, но и не принудительное даяние. Это благословение! Такое же отношение следует иметь и нам, когда мы жертвуем бедным святым: как благословение! Павел радовался, что Коринфяне так горячо желали жертвовать, но он не принуждал их к этому. Пожертвование должно было быть готово как благословение [eulogia – греч.], а не как любостяжание [греч. - «pleonexia», переведенное в тексте как «побор»].

Вот что говорит об этом теолог и комментатор Библии Альберт Барнес (Барнес: Библейские комментарии Альберта Барнеса):

«Употребляемое здесь слово (pleonexia), как правило, обозначает «любостяжание», «алчность», приводящие человека к мошенничеству против других людей. Ключевая мысль этого отрывка - желание Павла, чтобы их даяние было проявлением их щедрости или великодушия, а не проявлением любостяжания или вымогательством со стороны Павла по отношению к ним» (выделено мной – авт.).

Павел хотел, чтобы пожертвование Коринфян было благословением, а не чем-то, отнятым у них по причине любостяжания. К сожалению, сегодня есть люди, делающие то, чего бы никогда не сделал Павел: манипуляцией и обольщением вымогающие у людей их пожертвований. Сегодня люди зачастую уже не обращают внимания на средства, лишь бы желаемая ими цель была достигнута. Но так быть не должно. Совсем не этого желает Бог. Он желает, чтобы наши пожертвования были благословением, проявлением великодушия, были чем-то, что бы мы желали и могли бы дать, а не чем-то взятым у нас посредством вызывания чувства вины, обольщение или каких-либо других методов, которые сегодня многократно используются. Возвращаясь к Павлу: он не был алчным, когда дело касалось пожертвований. Он хотел, чтобы Коринфяне жертвовали, но он действовал очень осторожно и очень деликатно. Он был осторожен как во 2 Послании к Коринфянам 8 главе, так и здесь он тоже осторожен. Как верно заметил Барнес, он хотел, чтобы пожертвование было проявлением щедрости, великодушия с их стороны, а не проявлением алчности со стороны Павла. Сколько великодушия мы обнаруживаем в Слове Божьем, и как часто его, бывает, искажают, когда кому-то нужны деньги.

2 Коринфянамs 9:6-7: О законе сеяния и жатвы и еще немного о даянии

2 Коринфянам 9:6-7
«При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый [уделяй] по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог».

Если мы и слышим место Писания, так часто цитируемое нам из 2 Коринфянам 9 главы, так это стих 6 («…кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет»). Однако Павел не использует 6 стих для того, чтобы повлиять на пожертвования верующих. Он уже рассуждал на тему даяния почти целых полторы главы, и вот он говорит то, что написано в этом стихе. Во 2 Коринянам 9:6 Павел утверждает простую истину: если мы сеем скупо, то скупо и пожнем, а если сеем щедро, то и пожнем щедро. Мы пожнем соответственно тому, что сеем. Наше даяние нам вернется равносильно тому, сколько мы жертвуем. ОДНАКО это даяние должно быть добровольным, от сердца. Жертвы, приносимые скрепя сердце, с огорчением, недоброхотно или приносимые по обязанности или «по принуждению» не принимаются (2 Коринфянам 9:7). «По принуждению» - означает «потому что мы обязаны это делать». Мы не хотим жертвовать, но каким-то образом, мы вынуждены это делать. И это зачастую происходит с даянием десятины. Выходят проповедники, начинают цитировать отрывки о десятине из книги Малахии и Ветхого Завета и заканчивают словами, что, если мы не приносим десятины в церковь, то мы прокляты Богом (или близки к проклятию) и обкрадываем Его. Потом в ответ на это мы торопимся положить деньги в корзину для сбора пожертвований. На самом деле, мы даем не добровольно, а лишь потому, что не хотим обкрадывать Бога и находиться под проклятием – как сказал нам проповедник. Мы бы предпочли накормить голодных, отправить несколько мешков риса тем бедным детям с Гаити, поддержать евангелиста, проповедующего Благую весть в Индии. Но теперь, после слов проповедника, мы были вынуждены отдать что-то, что в действительности не хотели бы давать. А значит, мы пожертвовали из-за чувства вины, осуждения. И если это не даяние с огорчением или по принуждению, то, мне интересно, что же это? Дорогие брат и сестра, не нужно откликаться на призывы такого рода! То, что вам было сказано, попросту не является гласом Слова Божьего, но гласом традиции и религии, которые искажают Слово Божье. Не надо жертвовать, потому что кто-то принуждает вас к этому, но напротив – надо жертвовать, потому что вы действительно хотите сделать это от всего сердца. Если вы жертвуете из чувства вины или с огорчением, жертва не будет принята Богом. Также и тем, которые используют осуждение и чувство вины в качестве методов, чтобы народ Божий жертвовал на их цели, я бы хотел указать следующее: Павел говорил, что не хотел, чтобы пожертвования были взяты у них как побор. На самом деле Богу не нужны такие пожертвования, потому что люди не давали свои жертвы добровольно, доброхотно, но они, фактически, были у них отняты, и, если хотите, украдены! Не властью, но силой слов!

После того, что было сказано выше, давайте теперь посмотрим на 1 Иоанна 3:16-18:

1 Иоанна 3:16-18
«Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев. А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, --как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною».

Во 2 Коринфянам 9:7 Слово Божье говорит, что мы не должны жертвовать неохотно или по принуждению, потому что кто-то говорит нам, что мы должны давать. Наоборот, мы должны давать от сердца и быть щедрыми в этом. Бог любит доброхотно дающего. Он не принимает жертвы, принесенной с огорчением. Это такой же грех, что и любовь к деньгам. Павел писал: «ибо корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тимофею 6:10). Он также сказал, что искренность нашей любви испытывается «усердием других», т.е. тем, как мы заботимся о других и об их благополучии. (2 Коринфянам 8:8). В вышеприведенном отрывке Иоанн описывает реальную ситуацию: есть два брата. Один имеет достаток в мире. В его доме есть лишние незанятые кровати. У него на счету в банке много денег. В его погребе много еды. И вот этот брат встречает брата в нужде. И он эту нужду может восполнить. Что должен сделать первый брат? Должен ли он помолиться за нуждающегося брата? Да, и это тоже, но это еще не все! Он должен пожертвовать ему и помочь ему. Он не должен затворить свое сердце, о чем говорит Иоанн, просто произнеся молитву или сказав: «Благослови тебя Господь, брат!» и уйти прочь. Испытание усердием других доказывает искренность нашей любви, а также и то, пребывает ли Божья любовь в нас или нет. А это и в правду вопрос очень серьезный.

Теперь, возвращаясь к системе десятины; существует и другое искажение, порожденное этой системой: люди вынуждены приносить свои десятины в корзину поместной церкви, и потом, когда они встречают нуждающегося брата, думают: «Я уже отдал свою десятину в церковь». Так, мы жертвуем по принуждению на цели, которые вряд ли будут направлены на оказание помощи бедным (большая часть из того, что жертвуется в корзину поместной церкви, в конечном итоге, не идет на помощь бедным; печально, но это факт: достаточно посмотреть на бюджет среднестатистической церкви, особенно на Западе). А затем, когда нам встречаются бедные, мы не хотим или не можем им помочь. Это реальная, грустная и типичная ситуация.

Возвращаясь к 2 Коринфянам 9:6. Это место Писания часто используется, чтобы сказать другим, что, если ты пожертвуешь много, Бог вернет тебе твою жертву, умножив ее многократно. Фактически, в дополнение ко 2 Коринфянам 9:6, здесь опять с той же целью приводится книга Малахии:

Малахии 3:10-12
«Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка? Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, говорит Господь Саваоф. И блаженными называть будут вас все народы, потому что вы будете землею вожделенною, говорит Господь Саваоф».

Некоторые проповедники и служители ошибочно используют приведенные выше отрывки, склоняя людей к даянию с обещанием многих финансовых благословений. И люди жертвуют. Но как? С каким мотивом? Ни с каким из мотивов 2 Послания к Коринфянам или других мест Писания. Это является не проявлением сердечной щедрости, а, скорее всего, поступком в результате вины (они жертвуют, чтобы не… обкрадывать Бога, как сказал им проповедник) или проявлением жадности (жертвуют, чтобы получить назад больше). Таким образом, Бог представляется в роли банкомата или банка. «Принесите десятины, и взамен вы получите многократное умножение». Не правильно, если главным нашим побуждением являются деньги! Хотя Бог действительно щедро возвращает тем, кто жертвует щедро, не в правилах и не в характере Павла было использовать 2 Коринфянам 9:6, чтобы склонить Коринфян к даянию с обещанием обильных и многочисленных урожаев! Как я полагаю, намерением Павла здесь было констатировать факты. Действительно, дающий пожинает урожай. Действительно, есть награда. Не знаю, в чем она выражается, но почему это обязательно должно быть финансовым урожаем или только лишь финансовым урожаем или урожаем, имеющим отношение к настоящей земной жизни? Главное – это то, что урожай есть! И сеющий скупо пожинает скупо, а сеющий щедро также собирает урожай щедрый. Это факт! Слово Божье не говорит об урожаях финансов, оно говорит об урожаях, а они-то могут быть разными, в том числе и финансовыми. Хотите называть их «благословениями» здесь и в небесах? Называйте их благословениями. Мне лично больше нравится слово «урожай»! Хотите пожинать много? Тогда и сейте так же много!

2 Коринфянам 9:8-15: “Всякое довольство” гарантировано Богом.

2 Коринфянам 9:8-9
«Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век».

Бог через Павла не оставляет нам ни тени сомнений: никто не будет испытывать нужду, жертвуя щедро. Он разъясняет: Бог всегда и во всем будет давать всякое довольство! Они будут богаты на всякое доброе дело! Сам Бог гарантирует это! Затем Павел цитирует Псалом 111:9: «Он расточил, раздал нищим; правда его пребывает во веки». Теперь этот отрывок говорит уже не о Боге. В нем не сказано: «Бог расточил, Бог раздал нищим; Божья праведность пребывает во веки». Наоборот, этот псалом говорит о человеке, боящемся Господа. Давайте полностью прочитаем его, потому что в нем содержатся еще большие обетования:

Псалом 111:1-10
«Аллилуия. Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. Сильно будет на земле семя его; род правых благословится. Обилие и богатство в доме его, и правда его пребывает вовек. Во тьме восходит свет правым; благ он и милосерд и праведен. Добрый человек милует и взаймы дает; он даст твердость словам своим на суде. Он вовек не поколеблется; в вечной памяти будет праведник. Не убоится худой молвы: сердце его твердо, уповая на Господа. Утверждено сердце его: он не убоится, когда посмотрит на врагов своих. Он расточил, раздал нищим; правда его пребывает во веки; рог его вознесется во славе. Нечестивый увидит [это] и будет досадовать, заскрежещет зубами своими и истает. Желание нечестивых погибнет».

Мы уже много писали в другой статье о Страхе Господнем. Человек, боящийся Господа, будет благословлен! А одна из добродетелей боящегося Господа, - он жертвует бедным. Он щедр в своем даянии. Он расточил, раздал. Он не скупится, он великодушен, потому что Бог – его изобилие. И как нам говорится во 2 Коринфянам 9:8-9, Сам Бог гарантирует, что, если мы щедро уделяем для бедных, мы всегда будем иметь, что посеять. И далее:

2 Коринфянам 9:9-15
«Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу. Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу; ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми, молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию. Благодарение Богу за неизреченный дар Его!»

Бог, дающий семя сеящему и хлеб в пищу, обеспечит и преумножит посеянное, чтобы мы могли сеять еще больше. И Павел далее разъясняет, что это пожертвование, восполняющее скудость святых, производит во многих обильные благодарения Богу. Как в этом примере с Коринфянами, получающие дар прославят Бога за щедрое даяние, за великодушие их Коринфских братьев и сестер.

2 Коринфянам 9: Заключение

В данной статье мы рассмотрели, что во 2 Послании Коринфянам 9 главе нам говорится о даянии. Увиденное нами здесь является дополнением к тому, что было рассмотрено нами в статье о 2 Коринфянам 8 главе. Вот те дополнительные моменты, которые мы рассмотрели в нашем исследовании:

i) Павел хотел, чтобы пожертвование было проявлением щедрости со стороны Коринфян, а не проявлением любостяжания или корысти с его стороны, как если бы он принудительно склонял их к пожертвованию навязыванием чувства вины или каким-либо другим способом манипуляции. (2 Коринфянам 9:1-5). В отличие от многих людей сегодня, Павел не использовал чувство вины для сбора пожертвований. Не одно только пожертвование важно. В равной степени важно, как это пожертвование собирается. Использовать чувство вины как мотив к тому, чтобы люди давали, неправильно. Единственной правильной мотивацией, на мой взгляд, является желание жертвовать, идущее от сердца.

ii) Затем мы увидели, что пожертование не должно даваться скупо или по принуждению (2 Коринфянам 9:7). Напротив, оно должно даваться с радостью. И опять здесь мы видим то же, что и в пункте i), представленном выше. Самого только пожертования не достаточно. Равно важно, каким образом дается пожертование и что является мотивом для человека к тому, чтобы жертвовать.

iii) Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет, а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет (2 Коринфянам 9:6). Если хотите, это закон, принцип, который будет действовать всегда. Даяние подобно сеянию семени. Если сеешь много – то много и пожнешь. Речь здесь не обязательно о финансовом урожае или только о финансовом урожае. Здесь имеется в виду урожай, а этот урожай может быть чем угодно, в том числе и «урожаем» финансов. Павел утверждает это не с тем, чтобы склонить людей к пожертвованию из алчности. В алчности нет ничего доброго, и она не может быть хорошим мотивом ни в каком деле. Говоря это, Павел просто констатирует факт, а закон сеяния и жатвы является таким фактом.

iv) Сам Бог заверяет, что, если мы щедро жертвуем, мы не обеднеем. (2 Коринфянам 9:8-10). Бог Сам нам это гарантирует. Как говорит Слово Божье: «Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» (2 Коринфянам 9:8). «…ВСЯКОЮ благодатью», «ВСЯКОЕ довольство», «чтобы… ВСЕГДА», «во ВСЕМ были богаты на ВСЯКОЕ доброе дело». Яснее и быть не может. За всеми этими обетованиями находится гарант, и этим гарантом выступает Сам БОГ.

Анастасиос Kиoyлaxoглoy