Библейские Истины
Бесплатная подписка

Десятина, даяние и Новый Завет (PDF) PDF-версия

Даяние в Новом Завете – 2 Коринфянам 8

Как уже было сказано в статье «Почему заповедь о десятине не действует для новозаветных верующих», десятина – понятие, в Новом Завете почти не встречающееся. Здесь я должен пояснить, что, говоря «Новый Завет», я подразумеваю «Новый Союз», наше вступление в отношения с Богом по Новому Завету, утвержденному жертвой нашего Господа Иисуса Христа. Ветхий Завет - или «Ветхий Союз» человека с Богом - действительно много говорит о десятине (это слово встречается там 36 раз), однако в Новом Завете оно отсутствует. В противоположность Ветхому Завету, в Новом Завете много говорится о даянии. Чтобы разобраться в том, что Слово Божье говорит нам, живущим в Новом Завете с Богом, находящимся под руководством благодати, действующей в наши дни, мы обратимся к 8 главе 2-го Послания к Коринфянам. Как и 9 глава того же Послания, она посвящена непосредственно теме даяния и содержит массу полезной информации. Наше изучение будет проходить следующим образом: мы разделим 8 главу 2-го Послания Коринфянам на небольшие отрывки и, читая их по очереди, рассмотрим, что в каждом из них говорится о даянии.

2 Коринфянам 8:1-4: Что давалось, как и с какой целью?

Начиная изучение с 2 Коринфянам 8:1-4, прочтем:

«Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским, ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия. Ибо они доброхотны по силам и сверх сил – я свидетель: они весьма убедительно просили нас принять дар и участие [их] в служении святым».

В этом отрывке из 2 Коринфянам говорится о верующих, составляющих общины Македонии. Павел пишет об их даянии, и, хотя из этого отрывка можно почерпнуть гораздо больше, я отмечу лишь следующее:

1. Даваемое ими было ДАРОМ. Греческое слово, переведенное во 2 Коринфянам 8:4 как «дар» - «харис», означает «благодать». Другими словами, более точный перевод звучит так: «…просили нас принять благодать и участие [их] в служении святым». Участие в служении святым в век благодати называется не «десятина», а «благодать». Принесение десятины осталось в прошлом, во временах закона. В век благодати приносимое называется уже не десятиной, а «даянием благодати».

2. «Они были доброхотны» (2 Коринфянам 8:3). В этом случае нам так же стоит обратиться к греческому тексту. В нем используется слово «authairetos». В словаре Вайна об этом слове написано следующее:

«authairetos – от греч. autos (сам, само-) и haireomai (выбирать): основанный на собственном выборе, добровольный, по собственному желанию, встречается в 2 Коринфянам 8:3 и 17 и относится к македонским церквям, описывая их даяние малоимущим святым, а также к Титу, описывая его добровольное желание идти с наставлением в том же вопросе к коринфской церкви». (Толковый словарь новозаветных терминов Вайна, издательство Макдональд, с. 25, Выделено мной – авт.).

Верующие из Македонии НЕ были принуждаемы к пожертвованию. Все, что они давали, было отдано по их собственному желанию и воле. Здесь мы опять видим значительное отличие даяния от десятины. Десятина в Ветхом Завете была обязательной. То же, о чем говорится здесь, совершается не принудительно. Здесь речь идет не о десятине, а о совершенно другом понятии. Здесь говорится о добровольных пожертвованиях святым, даваемых по доброй воле и по собственному желанию дающих. Сегодня же, напротив, мы часто слышим проповеди о десятине, о том, что это – долг людей перед Богом и церковью, и о том, что не отдавая десятины, люди обкрадывают Бога. Таким образом, люди вынуждены из чувства вины поступать так, как говорит проповедник. Очевидно, что здесь уже и речи не может быть о добровольных, по собственному желанию приносимых дарах, о которых говорит Павел в приведенном нами отрывке.

3. «в служении святым» (2 Коринфянам 8:4). На что использовались принесенные дары? На служение святым. Об этом «служении» Павел рассказывает подробнее в Римлянам 15:25-26:

«А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым, ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме».

Это было последнее посещение Павлом Иерусалима. Там он был взят под стражу. Как он сам говорит о цели этой поездки в Деяниях 24:17: «После многих лет я пришел, чтобы доставить милостыню народу моему и приношения». Как видно из вышесказанного, служение святым, благодать, которой верующие Македонии и Ахаии (Коринфа) добровольно делились, их добровольные пожертвования шли на нужды «бедных между святыми в Иерусалиме» (Римлянам 15:26). Деньги передавались малоимущим братьям и сестрам. Даяние было предназначено этим бедным членам общины. Писание уделяет очень много внимания служению бедным святым. Иаков, Иоанн и Петр сказали Павлу:

Галатам 2:9-10
«... и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам [идти] к язычникам, а им к обрезанным, только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности».

Иаков, Петр и Иоанн просили Павла лишь об одном: «Помните нищих»! И Павел в точности исполнял их просьбу. В наши дни люди приносят десятину в свою поместную церковь, где они посещают воскресные служения. Большая часть средств идет на административные расходы, и лишь малая часть остается на помощь бедным (если вообще остается). В новозаветной церкви все было наоборот: люди давали не по принуждению – из чувства вины – а добровольно, и, хотя даяния предназначались и на другие нужды (о которых мы прочтем ниже), основным их предназначением, скорее всего, была помощь бедным святым.

2 Коринфянам 8:5-8: Призыв к даянию: как он звучал в устах Павла?

В 2 Коринфянам 8:5-8 Павел призывает верующих к даянию. Давайте посмотрим, как он это делает:

2 Коринфянам 8:5-8
«... и не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, [потом] и нам по воле Божией; поэтому мы просили Тита, чтобы он, как начал, так и окончил у вас и это доброе дело. А как вы изобилуете всем: верою и словом, и познанием, и всяким усердием, и любовью вашею к нам, --так изобилуйте и сею добродетелью. Говорю это не в виде повеления, но усердием других испытываю искренность и вашей любви».

Павел призывает верующих к щедрому даянию. «Так изобилуйте и сею добродетелью» (2 Коринфянам 8:7), - говорит он им. Обратите внимание, как мягко он это говорит. Вот его слова в следующем предложении: «Говорю это не в виде повеления». Нигде в Новом Завете вы не встретите того давления и словесного принуждения, которые мы так часто можем наблюдать в церквях нашего времени, когда речь заходит о даянии или «приношении десятины». Нигде в Библии вы не увидите, чтобы Христос, Павел, Петр, Иоанн, или кто-либо другой принуждал людей к приношению десятин, цитируя Малахию и другие ветхозаветные отрывки, говоря им, что в случае, если они этого не сделают, их ожидает ... проклятие (именно это подразумевается во многих современных проповедях о десятине). Павлу такое поведение было чуждо. Он мягко увещевает Коринфян быть щедрыми в даянии, подчеркивая, что это просьба, а не повеление. Он не повелевает, а просит их поступать так. У него не было плана бюджета помощи бедным святым, который обязательно нужно было выполнить. Он не ходил по церквям, пытаясь уговорами и ухищрениями собрать сумму, назначенную ему «начальством». Он просто провозглашал истину. Как он говорил: «Усердием других испытываю искренность и вашей любви» (2 Коринфянам 8:8). Не пустые слова, а реальная поддержка.

2 Коринфянам 8:10-15: Даяние по желанию и по возможностям

2 Коринфянам 8:10-11
«Я даю на это совет: ибо это полезно вам, которые не только начали делать сие, но и желали того еще с прошедшего года. Совершите же теперь самое дело, дабы, чего усердно желали, то и исполнено было по достатку».

В этом отрывке говорится о желании совершать даяние и о воплощении этого желания в жизнь. В первой части отрывка говорится о том, как важно не просто давать, но ИМЕТЬ ЖЕЛАНИЕ ЭТО ДЕЛАТЬ. Именно этого желания в совокупности с его конкретным воплощением хочет Бог от Своего народа. Оба эти компонента неразрывно связаны. Бог не хочет, чтобы мы имели лишь желание жертвовать без конкретных поступков, основанных на этом желании! Если мы постоянно говорим: «Как было бы хорошо пожертвовать на служение этим святым», но так никогда и не делаем этого, имея средства, то это просто лицемерие. И наоборот, Бог не хочет, чтобы мы отдавали, не имея при этом доброго расположения сердца к даянию, как будто по повелению или принуждению. Никогда не забывайте об этом. В даянии одинаково важно как желание давать, так и конкретные поступки, основанные на этом желании! Побуждением к даянию должно быть желание сердца. Как написано в Филиппийцам 2:13:

«... потому что Бог производит в вас и хотение и действие по [Своему] благоволению».

Бог производит в нас хотение, желание, добрую волю, чтобы мы потом совершали то, что угодно Ему. Опять же, мы видим, что Бог действует, вкладывая желание в наши сердца. Это Его основной способ побуждения нас к действию. Давление и чувство вины – неверные и недействующие способы мотивации.

Говоря о желании (эту тему мы рассмотрим подробнее в изучении 2 Коринфянам 9), стоит отметить, что настоящий христианин, исполненный Божьей любовью, имеет в себе желание помогать малоимущим братьям. Иоанн ясно говорит, что если кто-то видит брата в нужде и имеет средства помочь ему, но, тем не менее, «затворяет от него сердце свое, - как пребывает в том любовь Божия?» (1 Иоанна 3:16-18).

Продолжим разбор 8 главы 2 Послания к Коринфянам:

2 Коринфянам 8:10-15
«... дабы, чего усердно желали, то и исполнено было по достатку. Ибо если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет. Не [требуется], чтобы другим [было] облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность. Ныне ваш избыток в [восполнение] их недостатка; а после их избыток в [восполнение] вашего недостатка, чтобы была равномерность, как написано: кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка».

В одном этом отрывке содержится так много истин, которые следовало бы проповедовать гораздо чаще, чем ветхозаветную десятину. Павел, обращаясь к коринфянам с просьбой о даянии, говорит им, что давать следует, «исходя из того, что они имеют»! Если бы десятина оставалась актуальной заповедью для Нового Завета (а это не так), я бы ожидал услышать от Павла безоговорочное повеление: «Отдавайте 10% своего дохода. Точка». Говорит ли он что-либо подобное? Возможно, нечто в этом роде вы могли слышать в проповеди – сказанное прямым текстом или как намек, но вы никогда не встретите ничего подобного в Слове Божьем! Нетрудно догадаться, какой из этих двух источников авторитетнее! «По достатку» означает «смотря по тому, кто что имеет», и, во избежание недоразумений, Павел уточняет: «... а не по тому, чего не имеет» (2 Коринфянам 8:12)! В наши дни некоторые церкви оказывают давление (легкое или не очень) на своих членов, принуждая их отдавать десятину (10% своего дохода) в церковную казну. Помимо того, что такой призыв неверен в корне, он совершенно не учитывает особенности финансового положения отдельных членов. Малоимущая семья, едва сводящая концы с концами, так же, как и все, должна отдавать 10% дохода церкви. Им говорят, что Бог благословит их гораздо больше, если они это сделают. Проблема в том, что жизнь в Новом Завете с Богом не знает такой формы даяния. Согласно Слову, любое даяние должно быть приносимо по достатку. Нельзя забирать средства у своей семьи, чтобы восполнить нужды другой семьи, не говоря уже о том, чтобы отдать эти средства на нужды церковной организации (счета, зарплату сотрудникам и т.п.). Об этом говорит Слово Божье. Давать можно лишь то, что имеешь. Не имея, ты не можешь давать! Как Павел сказал Тимофею:

1 Тимофею 5:7-8
« И сие внушай им, чтобы были беспорочны. Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного».

В первую очередь от нас ожидается забота о нашей семье, о тех, кто находится на нашем попечении. Слово Божье говорит, что кто этого не исполняет, тот хуже неверного. Лишь когда все нужды домашних восполнены, мы можем думать о восполнении нужд других. Тогда средства выделяются из того, что имеется, после того, как нужды собственной семьи были восполнены. Как Павел объясняет в 2 Коринфянам 8:13-14:

«Не [требуется], чтобы другим [было] облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность. Ныне ваш избыток в [восполнение] их недостатка; а после их избыток в [восполнение] вашего недостатка, чтобы была равномерность».

В намерения Павла совершенно не входило помочь бедным в Иерусалиме, забрав у коринфян последнее и оставив их в нищете! У него и в мыслях не было налагать бремя на одних, чтобы другим было легче! Помощь оказывалась ими от избытка. Именно благодаря этому избытку мог быть восполнен недостаток бедных святых в Иерусалиме, так чтобы впоследствии избыток тех, кто в тот момент находился в бедности, мог бы восполнить недостаток коринфян в другое время нужды.

Следуя дальше, вспомним, как мы уже говорили о том, что одного дара недостаточно. Должно быть желание принести этот дар. Даяние не может совершаться по принуждению! В 2 Коринфянам 8:12 Павел повторяет: «Ибо если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет». Усердие, добровольное желание сердца является условием даяния. Если (первое) есть усердие, тогда (второе) дар принимается «смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет» (2 Коринфянам 8:12).

Подведем итог тому, что мы видим в отрывке 2 Коринфянам 8:10-15: дар принимается только при условии добровольного расположения сердца. Должно иметь место усердие, готовность, желание давать. И только исходя из этого желания следует совершать даяние. Давать следует из того, кто что имеет, а не из того, чего не имеет. Равномерность не достигается, если человек отдает от своего недостатка, она возможна лишь тогда, когда человек отдает от своего избытка, от излишка, чтобы восполнить недостаток других. Твой избыток станет меньше и, возможно, исчезнет полностью, но и недостаток другого станет меньше, а возможно, так же исчезнет! В этом принцип новозаветного даяния. Это – даяние благодати!

2 Коринфянам 8:16-21: Прозрачность в распоряжении приношениями

Продолжим наше изучение 8 главы 2 Коринфянам и перейдем к стихам 16-21:

«Благодарение Богу, вложившему в сердце Титово такое усердие к вам. Ибо, хотя и я просил его, впрочем он, будучи очень усерден, пошел к вам добровольно. С ним послали мы также брата, во всех церквах похваляемого за благовествование, и притом избранного от церквей сопутствовать нам для сего благотворения, которому мы служим во славу Самого Господа и [в] [соответствие] вашему усердию, остерегаясь, чтобы нам не подвергнуться от кого нареканию при таком обилии приношений, вверяемых нашему служению; ибо мы стараемся о добром не только пред Господом, но и пред людьми».

Сейчас я хочу обратить ваше внимание на выделенную мной часть этого библейского отрывка. Павел не просто занимался сбором пожертвований для бедных святых, он еще и заботился о том, чтобы ни он сам, ни его сотрудники не подвергались нареканию извне «при таком обилии приношений, вверяемых […] служению» (2 Коринфянам 8:20). За что они могли подвергнуться нареканиям? Например, за ненадлежащее использование даров. За растрату приношений на собственные прихоти. За то, что они говорили одно, а делали бы другое. Чтобы избежать всего этого, с Павлом был послан один брат, избранный церквями, чтобы сопровождать их и собранные приношения. Если на вас лежит ответственность за распоряжение приношениями Божьего народа, поступайте как Павел: примите необходимые меры, чтобы исключить любое нарекание за неверное распоряжение этими приношениями. Будьте прозрачны! Настолько прозрачны, насколько это возможно! Регулярно составляйте отчеты о том, что вы сделали с приношениями. Сколько было получено, на что было потрачено, сколько осталось? Имейте рядом благонадежных свидетелей. Ничего не должно быть сокрыто. С дарами мы должны быть полностью открыты и прозрачны. Павел старался о добром не только перед Богом, но и перед людьми. Мы должны поступать так же.

2 Коринфянам 8: Заключение

8 и 9 главы 2-го послания Коринфянам – это две главы, содержащие бездну ценных указаний относительно даяний и того, как мы, живя в новозаветное время, можем им следовать. В данной статье мы разбирали 8 главу 2 Коринфянам; 9 главе 2 Коринфянам будет посвящена следующая статья. Подведем итог тому, чему мы научились из 2 Коринфянам 8 главы:

i) Главная тема 2 Коринфянам 8 главы – даяния, дары благодати. В ней говорится не о десятинах и приносящих десятины, а о даяниях и дающих.

ii) Целью даяния была поддержка бедных святых в Иерусалиме (2 Коринфянам 8:4). Поддержка бедных святых – не единственное возможное предназначение даров. Далее мы рассмотрим и другие предназначения. Однако, даяние бедным – одно из наиболее важных. Я верю, и это подтверждается Писанием, что поддержка бедных святых должна иметь очень высокую важность при распоряжении приношениями как для каждого отдельного человека, так и для церкви в целом.

iii) Людей следует поощрять к добровольному даянию, а не принуждать (2 Коринфянам 8:5-8).

iv) К тому же вопросу: добровольное желание являлось условием даяния. Оно же было и основным побуждением к даянию. В 2 Коринфянам 8 главе, абсолютно нет речи о том, чтобы даяния приносились из чувства вины или потому что это было «обязательным» (2 Коринфянам 8: 10-15).

v) Люди должны были отдавать, исходя из того, что они имели, а не из того, чего они не имели. Им не был назначен процент, определяющий, сколько они должны отдавать. Их приношения были совокупностью а) желания и б) возможности, т.е. они давали «по тому, сколько они имели» (2 Коринфянам 8:12).

vi) И, наконец, Павел принимал необходимые меры, чтобы избежать любого нарекания за неверное распоряжение вверенным ему даром. Он был абсолютно прозрачен во всем, что касалось этого дара и его использования (2 Коринфянам 8:20).

Анастасиос Kиoyлaxoглoy