Библейские Истины
Подписаться

Пророчества: реченные и написанные (PDF) PDF-версия

Пророчества: реченные и написанные

1. Пророчество о том, что Иисус наречется Назореем

В Евангелии от Матфея 2:23 мы читаем:

Матфея 2:23
«и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется».

У многих этот стих вызывает затруднение, так как РЕЧЕННОЕ пророчество, в котором Мессия был бы назван Назореем, в Ветхом Завете нигде не записано. В попытке объяснить это несоответствие, некоторые проводят параллель1 между определением «назорей» и еврейским словом «netser», означающим «ветвь». Помимо того, что подобная взаимосвязь является не более чем обычным домыслом, становится очевидной и несостоятельность данной точки зрения: хотя в Матфея 2:23 и говорится, что пророчество было изречено через «пророков», т.е. людей во множественном числе, слово «netser» в значении «Христос» встречается лишь у пророка Исайи (Исайя 11:12).

Однако мы предполагаем, что проблема эта кроется не в самом Слове Божьем, а лишь ОБУСЛОВЛЕНА тем фактом, что мы невнимательно читаем его. И действительно: хотя в Писании и говорится, что пророчество о том, что Иисус «Назореем наречется», было РЕЧЕННЫМ [Греч.: «to rethen», означающее: «произнесенное вслух»] через пророков, в нашем понимании пророчество было НАПИСАННЫМ [Греч.: «o gegraptai», означающее «написанное»] пророками. Однако, там, где в тексте говорится «РЕЧЕННОЕ» («произнесенное»), это означает «РЕЧЕННОЕ». Некоторые пророчества не были произнесены вслух, а только записывались, в то время как другие и записывались, и произносились вслух. Когда в цитате о пророчестве мы видим слово «написано», мы можем быть уверены, что обнаружим его в Писании, так как нам гарантируется, что оно НАПИСАНО. Однако если в цитате говорится, что оно было РЕЧЕННЫМ, тогда, возможно, мы обнаружим его в письменном виде, а, возможно, и нет. Слово Божье не гарантирует нам, что пророчество было записано. Но оно гарантирует, что пророчество было ИЗРЕЧЕНО или сказано вслух.

В Библии есть пятнадцать цитат, в которых нам говорится о РЕЧЕННЫХ пророчествах3. Чтобы проследить, были ли они и изречены, и записаны, или просто изречены, нам придется поискать их в Писании. Исследования подобного рода показывают, что все реченные пророчества были также записаны, кроме двух из них, в одном из которых говорится, что Иисус наречется Назореем. Исполнение этого пророчества мы видим в Матфея 2:23. Это пророчество было только РЕЧЕННЫМ через пророков, и впоследствии оно было записано Матфеем. Оно также является фигурой речи «гистерезис», т.е. «последовательное изложение». Посредством этой фигуры речи, «Святой Дух далее и в последующих Писаниях добавляет дополнительные детали, которые не приводятся в самом повествовании, а иногда и целые исторические факты, о которых ранее не упоминалось»4. Одним из не упомянутых прежде фактов является пророчество о том, что Мессия будет наречен Назореем. Это пророчество было РЕЧЕННЫМ через нескольких пророков. Оно не было ими записано, но оно было записано Матфеем, который рассказал о нем и о том, что оно исполнилось.

2. Пророчество о тридцати сребренниках

Кроме Матфея 2:23, другим местом Писания, которое по подобным причинам является камнем преткновения для многих, является Матфея 27:9-10, где мы читаем:

«Тогда сбылось РЕЧЕННОЕ ЧЕРЕЗ ПРОРОКА ИЕРЕМИЮ, который говорит: и взяли тридцать сребренников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь».

Затруднение, которое этот отрывок вызывает у многих людей, в том, что этой цитаты в книге Иеремии5 нигде нет. Для «решения» этого вопроса, было предложено, что Матфея 27:9-10 – цитата из Захарии 11:12-13, на основании того, что в обоих этих отрывках говорится о «тридцати сребренниках». Помимо больших различий между этими двумя отрывками, несостоятельность данного мнения очевидна из того, что Господь в Матфея 27:9-10 говорит, что это пророчество было РЕЧЕННЫМ ЧЕРЕЗ ИЕРЕМИЮ. Если бы эти места Писания являлись цитатой из книги Захарии, то Господь вместо Иеремии упомянул бы Захарию. Другими словами, вместо того, чтобы сказать нам: «Тогда сбылось, реченное через пророка Иеремию», Он бы сказал: «Тогда сбылось, НАПИСАННОЕ ЗАХАРИЕЙ». Мы полагаем, что когда Господь говорит об Иеремии, Он и имеет в виду Иеремию, поэтому никто не имеет права утверждать, что на самом деле Он имеет в виду Захарию.

Однако и эта проблема является НАДУМАННОЙ. Она возникла потому, что мы не обращаем внимания на то, что читаем. В тексте не говорится, что данное пророчество было НАПИСАННЫМ, однако там говорится, что оно было РЕЧЕННЫМ. Некоторые пророчества излагались только в письменной форме, а не в устной. Другие – и в письменной, и устной, в то время как третьи – только в устной. Пророчество, которое приводится в Матфея 27:9-10, было РЕЧЕННЫМ, но не было НАПИСАННЫМ. Евангелист Матфей, с помощью фигуры речи «гистерезис», т.е. «последовательное изложение», сообщает нам об этом пророчестве намного позже того, как оно было ИЗРЕЧЕНО.

Заключение

В заключение к вышесказанному необходимо отметить: с одной стороны, места Писания или пророчества из Ветхого Завета можно поделить на две категории: те, о которых нам говорится, что они были НАПИСАНЫ и те, что были ИЗРЕЧЕНЫ. Большинство цитат, приводимых в Новом Завете, принадлежит первой категории, т.е. те, о которых нам говорится, что они были НАПИСАНЫ. Так как нам прямым текстом сообщается, что эти места Писания или пророчества были НАПИСАНЫ, мы вне всяких сомнений найдем их в Ветхом Завете. Опытным путем можно доказать, что нет ни одного места Писания, о котором в Слове Божьем говорилось бы, что оно НАПИСАНО и которого нельзя было бы найти в Ветхом Завете.

С другой стороны, касательно отрывков, о которых нам говорится, что они являются РЕЧЕННЫМИ, - гарантии, что мы также найдем их записанными в Ветхом Завете, НЕТ. Эти отрывки можно было бы обнаружить в Ветхом Завете, если, помимо того, что они были реченными, они были бы еще и написанными. Но никто не может сказать изначально, что все изреченные пророчества были также записаны. Из пятнадцати мест Писания, о которых нам говорится, что они были РЕЧЕННЫМИ, тринадцать можно найти в Ветхом Завете, т.е. это означает, что они были и реченными, и написанными. Два места Писания, которые невозможно найти, - это Матфея 2:23 и Матфея 27:9-10. Эти пророчества были ТОЛЬКО РЕЧЕННЫМИ. Матфей, посредством фигуры речи «гистерезис», сообщает нам об этом пророчестве намного позже того, как оно было ИЗРЕЧЕНО.

Итак, существует ли на самом деле какая-либо проблема с пониманием мест Писания Матфея 2:23 и Матфея 27:9-10? Нет, если только она не будет НАДУМАННОЙ.

Анастасиос Киолахоглоу

 

Ссылка

The Companion Bible: Kregel Publications, Michigan 49501, This printing 1994.

 



Примечания

1. См., например: S. Zodhiates: "The Complete Word Study Dictionary", AMG Publishers, 1993, p. 1,003.

2. Это слово встречается в общей сложности 4 раза. Кроме Исайя 11:1, два других случая употребления этого слова встречаются в Исайя 14:19, 60:21 и Даниила 11:7. Проверка случаев употребления в данных отрывках показала, что ни один из контекстов не имеет отношения к пророчеству о Христе.

3. В Матфея 1:22, 2:15, 17, 23, 3:13, 4:14, 8:17, 12:17, 13:35, 21:4, 22:31, 24:15, 27:9, 27:35, Марка 13:14.

4. См. E. W. Bullinger: "Figures of Speech used in the Bible", Baker Book House, originally published 1898. This printing 1995, pp. 709-713.

5. Наличие данной трудности также очевидно из перекрестных ссылок в различных переводах Библии. Так, Русский Синодальный перевод отсылает нас к Иеремии 32:9 и к Захарии 11:12, в другом, исправленном, Синодальном переводе («Миссия Свет на Востоке», Юбилейное издание, 2000) приводится только Захарии 11:12-13. Читателю предлагается самому проверить эти отрывки. Сделав это, он обнаружит, что нигде в Библии он не найдет цитируемое в Матфея 27:9-10.