Библейские Истины
Подписаться

Сила молитвы (PDF) PDF-версия

Сила молитвы

В Библии Бог очень часто обращается к теме молитвы. Например, в 1 Фессалоникийцам 5:17 сказано:

1 Фессалоникийцам 5:17
«Непрестанно молитесь».

Кроме того, в Колоссянам 4:2 сказано:
«Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением».

А также в 1 Петра 4:7:
«Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах».

И в Римлянам 12:12:
« [...] будьте [...] в молитве постоянны».

Кроме вышеприведенных отрывков и многих других, подобных им1, где Бог призывает нас не просто молиться, но молиться постоянно, усердно и непрестанно, в Библии есть и повествования о силе молитвы, явленной на конкретных примерах молившихся людей. Как раз такие повествования мы и рассмотрим в нашей статье, начиная с истории, описанной в 12 главе Деяний Апостолов.

1. Деяния 12:1-16

Начнем изучение этого отрывка со стихов 12:1-5а:

Деяния 12:1-5a
«В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом. Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, - тогда были дни опресноков, - и, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу».

Царь Ирод, о котором говорится здесь, был внуком того царя Ирода, что желал смерти младенца Иисуса (Матфея 2) и «послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже» (Матфея 2:16). Он же был и племянником Ирода, называемого «четверовластником», который обезглавил Иоанна Крестителя и с Иисусом перед распятием поступил так: «уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду [чтобы еще больше унизить Его – прим. авт.]» (Луки 23:11). Похоже, Ирод из нашей истории в полной мере унаследовал жестокость своих деда и дяди, ведь это он убил Иакова, одного из двенадцати, и, видя, как это понравилось иудеям, схватил Петра, намереваясь вывести его к народу, вероятно, чтобы убить и его. Однако Ирод просчитался, потому что в 5-ом стихе сказано:

Деяния 12:5
«Итак Петра стерегли в темнице, МЕЖДУ ТЕМ церковь прилежно молилась о нем Богу».

Царь поставил целый отряд вооруженных охранников стеречь Петра. Он думал, что тем самым сможет предотвратить любую попытку его освобождения. Однако он не учел того, что, хотя Петр и находился в темнице, все это время церковь прилежно молилась о нем Богу. Этому Ирод никак не мог препятствовать, а значит, не мог препятствовать и вмешательству Бога в ответ на эту молитву. Посмотрим, что произошло дальше:

Деяния 12:6-7а
«Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу. И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу [...]».

Ирод предпринял достаточно мер, чтобы воспрепятствовать побегу Петра из темницы. Справа и слева от Петра было по стражнику, к которым он был прикован цепями. Если бы он решил убежать, ему бы сначала пришлось разбираться с ними! Кроме того, как будто этого было мало, у двери его стерегли еще двое стражей! И хотя Ирод на славу постарался окружить Петра вооруженной охраной, все его усилия были ничем по сравнению с Богом и ЕГО силой. Смотрите, что сделал Господь:

Деяния 12:7-11
«И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его. И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною. Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение. Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним. Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский».

Многие считают, что для того, чтобы такой побег удался, стражники должны были спать глубоким сном. Что ж, говорится ли об этом в Библии? Ни разу! Наоборот, сказано, что Петр спал между двумя воинами, а другие стражи у дверей «стерегли темницу». Что касается этих стражей, разве было бы в Слове сказано «стерегли», если они на самом деле спали? Я так не думаю, ведь это противоречило бы самому смыслу слова «стеречь». Так или иначе, я не знаю точно, как именно Бог устроил побег, но я знаю точно, что Он его устроил и спас Петра «из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский». И все же не будем забывать, что изначально привело к этому чудесному освобождению. Об этом сказано в 5-ом стихе:

Деяния 12:5
«Итак Петра стерегли в темнице, МЕЖДУ ТЕМ церковь прилежно молилась о нем Богу».

Обратите внимание на частицу противопоставления «между тем» в этом предложении. Она указывает на то, что заключению Петра в темнице было противопоставлено оружие, и этим оружием была молитва. Церковь молилась неустанно, и Бог ответил на их молитву, совершив невозможное, повергнув Ирода и его власть и избавив Петра от беды, в которую он попал.

2. 4 Царств 6:11-22

Рассмотренный нами пример из Книги Деяний – не единственный случай, когда Бог даровал Своим детям избавление в ответ на их молитвы. Еще один похожий пример мы видим в 4 Книге Царств, 6-ой главе. В этой истории говорится о человеке Божьем Елисее, через которого Бог открывал военные планы сириян царю Израиля. Сирийский царь был немало встревожен по этому поводу, и потому созвал совет. В 11-12 стихах говорится:

4 Царств 6:11-12
«И встревожилось сердце царя Сирийского по сему случаю, и призвал он рабов своих и сказал им: скажите мне, кто из наших в сношении с царем Израильским? И сказал один из слуг его: никто, господин мой царь; а Елисей пророк, который у Израиля, пересказывает царю Израильскому и те слова, которые ты говоришь в спальной комнате твоей».

Что бы ни говорил и ни замышлял сирийский царь, Бог открывал все его планы Елисею, а тот, в свою очередь, передавал их израильскому царю. В 13 и 14 стихах говорится:

4 Царств 6:13-14
«И сказал он: пойдите, узнайте, где он; я пошлю и возьму его. И донесли ему и сказали: вот, он в Дофаиме. И послал туда коней и колесницы и много войска. И пришли ночью и окружили город».

Обратите внимание на похожий ход мыслей этого сирийского царя и царя Ирода из предыдущей истории: оба они попытались пустить в ход свою военную мощь и ресурсы, чтобы схватить и погубить слуг Божьих. Сирийский царь послал «коней и колесницы и много войска» против Елисея, а Ирод посадил Петра под охрану шестнадцати воинов. И Ирод, и сирийский царь считали, что предприняли все необходимые практические меры, гарантирующие успех их замыслов. Однако и тот, и другой упустили из виду Бога с ЕГО возможностями, за что и потерпели явное поражение. Мы уже прочитали, как это произошло в случае с Иродом, а теперь посмотрим, что произошло с сирийским царем. В стихах 15-16 говорится:

4 Царств 6:15-16
«Поутру служитель человека Божия встал и вышел; и вот, войско вокруг города, и кони и колесницы. И сказал ему слуга его: увы! господин мой, что нам делать? И сказал он: не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними».

Тому, что ответил Елисей своему слуге, есть два возможных объяснения: либо у его слуги были проблемы со зрением и он не мог разглядеть тех, кто был с ними, либо Елисей заблуждался. Как мы вскоре убедимся, проблема была именно в слуге. Однако с его естественным зрением все было в порядке; проблема была в том, что он видел ситуацию только своим естественным зрением. На самом деле видение ситуации не ограничивается естественным зрением, существует еще и сверхъестественное, духовное видение, без которого невозможно в полной мере, адекватно оценить ситуацию. Очевидно, слуга Елисея не брал в расчет это духовное видение, и, тем не менее, ему пришлось это сделать. В стихе 17 говорится, что именно произошло:

4 Царств 6:17
«И молился Елисей, и говорил: Господи! открой ему глаза, чтоб он увидел. И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея».

Елисей молился, а Господь ответил на его молитву, исполнив его просьбу и открыв глаза слуги, чтобы тот оценил ситуацию духовным взглядом. Однако это было еще не все, ведь что-то нужно было делать с сирийской армией. В начале нашего ключевого отрывка мы прочитали, что царю донесли о местонахождении Елисея, а значит, воины-сирияне точно знали, кого им нужно искать. Как повел себя Елисей? Об этом мы читаем в стихах 18-20:

4 Царств 6:18-20
«Когда пошли к нему Сирияне, Елисей помолился Господу и сказал: порази их слепотою. И Он поразил их слепотою по слову Елисея. И сказал им Елисей: это не та дорога и не тот город; идите за мною, и я провожу вас к тому человеку, которого вы ищете. И привел их в Самарию. Когда они пришли в Самарию, Елисей сказал: Господи! открой глаза им, чтобы они видели. И открыл Господь глаза их, и увидели, что они в средине Самарии».

Как видно, Господь не только открывает глаза, чтобы человек мог увидеть духовное и невидимое простому глазу, но и закрывает глаза людей так, что они не могут видеть доступное человеческому зрению. Сирияне знали, кого им нужно было найти, и, тем не менее, не могли видеть его, хотя он стоял прямо перед ними!!! Более того, в итоге они оказались в самом центре Самарии, вражеской столицы! Как это произошло? Елисей помолился, и Господь поразил сириян слепотой, открыв им глаза только тогда, когда они достигли Самарии, и Елисей вновь помолился о них! В стихах 21-23 говорится, что произошло, когда они оказались в плену израильского царя:

4 Царств 6:21-23
«И сказал царь Израильский Елисею, увидев их: не избить ли их, отец мой? И сказал он: не убивай. Разве мечом твоим и луком твоим ты пленил их, чтобы убивать их? Предложи им хлеба и воды; пусть едят и пьют, и пойдут к государю своему. И приготовил им большой обед, и они ели и пили. И отпустил их, и пошли к государю своему. И не ходили более те полчища Сирийские в землю Израилеву».

Итак, подведем итог. Многочисленная армия была отправлена с целью найти и схватить Елисея. В ответ на это, оценив ситуацию с духовной позиции, Елисей помолился, и Господь поразил воинов слепотой. После того, как Елисей привел их в столицу Израиля, Самарию, он вновь помолился, Господь открыл глаза воинов, и те увидели, где находятся. Кто совершил все эти великие дела? Господь. Что побудило Господа совершить их? Молитва Елисея. Поэтому в Слове и сказано: «Елисей ПОМОЛИЛСЯ, и тогда ГОСПОДЬ ...» действовал по его молитве.

3. Другие примеры ответов на молитвы

Рассмотренные нами выше истории – не единственные примеры действенной молитвы.

3.1 Самуил и Иоанн Креститель

Само рождение Самуила, великого мужа Божьего, было ответом на молитву его матери. Как написано в 1 Царств 1:10-11:

1 Царств 1:10-11
«И была она [Анна, мать Самуила – прим. авт.] в скорби души, и молилась Господу, и горько плакала, и дала обет, говоря: Господи [Всемогущий Боже] Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу [в дар] на все дни жизни его, [и вина и сикера не будет он пить,] и бритва не коснется головы его».

Анна очень страдала. Что же она сделала? Она помолилась. Именно так Бог советует нам поступать в аналогичных ситуациях, о чем сказано в Иакова 5:13:

Иакова 5:13
«Злостраждет2 ли кто из вас, пусть молится [...]».

В своем страдании Анна обратилась к Богу в молитве, и о результате этой молитвы мы можем прочитать уже в 20 стихе той же главы:

1 Царств 1:20
«Чрез несколько времени зачала Анна и родила сына и дала ему имя: Самуил, ибо, [говорила она], от Господа [Бога Саваофа] я испросила его».

Самуил был выпрошен у Бога. Само его имя говорит о том, что его рождение было ответом на молитву.

Стоит сказать, что Самуил такой не один. То же самое относится и к рождению Иоанна Крестителя. Ведь ангел, явившись отцу Иоанна, Захарии, сказал:

Луки 1:13
«Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн».

Рождение Иоанна Крестителя, было ответом на молитву его отца, Захарии (и кроме того, конечно, исполнением соответствующих пророчеств о грядущем Предвозвестителе прихода Господа Иисуса Христа (Малахии 4:5-6, Луки 1:15-17)), так же, как и рождение Самуила было ответом на молитву его матери.

3.2 История Корнилия

В этой части статьи речь пойдет об известном многим из нас Корнилии, языческом сотнике, в чьем доме впервые произошло событие, подтвердившее, что «и язычникам дал Бог покаяние в жизнь» (Деяния 11:18). Однако известно ли вам, как именно все происходило и почему Петр отправился проповедовать Слово к нему в дом? В Книге Деяний 10:3-5 сказано:

Деяния 10:3-5
«Он [Корнилий – прим. авт.] в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий! Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом. Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром».

Петр не случайно отправился в дом к Корнилию, ему было дано видение (Деяния 10:9-20), и поэтому он согласился идти с людьми, пришедшими за ним. Но обратите внимание, что сказал ангел, явившийся Корнилию: «Молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом». Молитвы Корнилия были услышаны Богом, и в качестве ответа ему было дано повеление послать за Петром, о котором ангел сказал: «Он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой» (Деяния 11:14). Так и случилось: в то время как Петр проповедовал «многим собравшимся» (Деяния 10:27) в доме Корнилия, «Дух Святый сошел на всех, слушавших слово [...], ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога» (Деяния 10:44,46). Корнилий молился, Бог ответил на его молитвы, и в результате многие спаслись и испытали сошествие Духа Святого, проявившегося в говорении на языках.

3.3 Деяния 4:24-31

В 4 главе Книге Деяний, в стихах 24-31, мы находим еще один пример силы молитвы. Это история Петра и Иоанна, только что покинувших темницу, куда они были брошены за проповедь о воскресении из мертвых (Деяния 4:2), сопровождавшуюся великими чудесами во имя Иисуса (Деяния 3:1-7). Оказавшись на свободе, они сразу же отправились к ученикам и рассказали им обо всем случившемся. Что сделали ученики? Они стали молиться. Об этом сказано в стихах 24 и 29-30:

Деяния 4:24, 29-30
«Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них! [...] И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое, тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святого Сына Твоего Иисуса».

Они молились о том, чтобы Бог дал им сил делать то, что как раз так не нравилось властям (Деяния 4:18), а именно – смело проповедовать Слово и совершать знамения и чудеса во имя Иисуса. Что произошло после этой молитвы? Об этом мы читаем в стихе 31:

Деяния 4:31
«И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святого, и говорили слово Божие с дерзновением».

Они молились о том, чтобы с дерзновением говорить Слово Божье, и что же произошло? Правильно – они стали говорить Слово Божье с дерзновением.

4. Заключение

Подведем итог нашему исследованию: в данной статье мы рассмотрели силу молитвы, показанную на различных примерах из Писания. В каждой истории мы видели силу Божью, с которой Он действовал в ответ на молитвы своих служителей и помогал им в их нужде. Естественно, все это актуально не только для прошлого. Бог точно так же действует и сегодня, в изобилии и с мудростью даруя нам то, о чем мы просим в молитве, когда наше прошение соответствует Его воле. В 1 Иоанна 5:14 нам сказано:

1 Иоанна 5:14
«И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас».

Бог слушает нас, когда мы обращаемся к Нему в молитве. Как сказано в Книге Притчей 15:8, наша молитва «благоугодна Ему». Он ожидает наших молитв с готовностью воплотить их в реальность, если, конечно, они соответствуют Его воле. И если мы молимся по Его воле, то, чего бы это ни стоило, Он ответит нам, и ничто не сможет остановить Его.

 

Анастасиос Kиoyлaxoглoy

 



Примечания

1. Слово «молитва» и его производные встречаются в Библии сотни раз.

2. В переводе «Слово Жизни» - «Если кто-либо из вас страдает...» - прим. пер.