Библейские Истины
Подписаться

 (PDF) PDF-версия

Праведность в Библии

В своей жизни я часто встречал христиан, страдающих от самоосуждения и чувства вины. Когда-то я и сам пережил подобное, и все эти чувства мне прекрасно знакомы. Однако я не буду здесь рассказывать о своих личных переживаниях. В Библии ясно говорится, что «если сердце нас не осуждает, то мы можем со всей уверенностью приходить к Богу» (1 Иоанна 3:21, перевод «Слово Жизни»). Аналогично можно сказать, что если наше сердце осуждает нас, то мы не можем со всей уверенностью приходить к Богу.

Любой болезни противодействует определенное лекарство, способ лечения. Виновности и осуждению противопоставляется праведность. Праведность и осуждение - противоположные друг другу понятия. Если человек праведен – значит, он невиновен, а если он виновен – то он не праведен. Одно исключает другое. Кроме того, способ приобретения праведности одновременно определяет, каким образом праведность может быть потеряна. Например, если бы кто-то для обретения праведности перед Богом должен был совершать определенные дела, то несовершение этих дел, очевидно, повлекло бы за собой потерю праведности, что, в свою очередь, сделало бы этого человека неправедным, виновным в преступлении и достойным осуждения. Что же сказано в Библии относительно праведности? Каким образом человек становится праведным перед Богом? Вероятно, вы часто слышали ответ: «совершая добрые дела». Но этому ли учит нас Библия? НЕТ! «Евангелие» означает «благая весть» и отрывок, приведенный ниже, как раз заключает в себе эту благую весть. Давайте прочтем:

Римлянам 3:20-28
«...потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех. Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание ДАРОМ, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во [время] долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да [явится] Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса. Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? [законом] дел? Нет, но законом веры. ИБО МЫ ПРИЗНАЁМ, ЧТО ЧЕЛОВЕК ОПРАВДЫВАЕТСЯ ВЕРОЮ, НЕЗАВИСИМО ОТ ДЕЛ ЗАКОНА».

Этот отрывок, как и многие другие отрывки Нового Завета, несет в себе настоящий переворот. «Евангелие» означает «благая весть», и весть в только что прочитанном нами отрывке – поистине благая! Эти стихи с самого начала дают нам ясно понять, что человек никак не может получить оправдание, т.е. стать праведным, соблюдая Моисеев закон (включая 10 заповедей, которые также являются частью этого закона). В Библии ясно говорится, что добрые дела – даже такие, например, как соблюдение всех 10 заповедей, хотя они и составляют лишь малую часть всего закона, – не могут сделать нас праведными перед Богом. Дело не в том, что добрые дела не угодны Богу; дело в том, что нам бы их никогда не хватило, чтобы достичь праведности, к тому же их предназначение совсем не в этом. Мы не можем заслужить праведность перед Богом добрыми делами. Если ваша праведность опирается на ваши дела, то это вовсе не праведность, а лишь личные заслуги, успокаивающие на какое-то время вашу совесть, но не имеющие никакой силы в глазах Бога. И если, в результате, вас гнетет чувство вины и осуждения, то это потому, что вы знаете, что ваших дел недостаточно, и вы думаете, что это влияет на отношение Бога к вам. Возможно, вы даже слышите Его гневный голос, укоряющий вас за ваши проступки и неудачи: «Как ты только мог?! Ты не оправдал Моих ожиданий. Ты виновен». Дорогой брат или сестра, это – не голос Бога. Бог никогда не ожидал, что ты станешь праведным добрыми делами. Напротив, Он дал тебе праведность даром («получая оправдание даром, по благодати Его» (Римлянам 3:24)) в тот самый момент, как ты уверовал в Его Сына. Ты УЖЕ праведен! Праведность не достигается постепенно, а дается нам в момент уверования в Господа Иисуса Христа и Его воскресение из мертвых. Это – ДАР, а не награда, заслуженная делами («человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Римлянам 3:28)).

О том же самом говорится в отрывке 2 Коринфянам 5:21: 

«Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех, ЧТОБЫ МЫ В НЕМ СДЕЛАЛИСЬ ПРАВЕДНЫМИ ПРЕД БОГОМ».

В первой части отрывка говорится о действии и о совершившем это действие, тогда как во второй части показан результат действия и те, на кого оно направлено. В чем заключается действие? В том, что Бог отдал Своего Сына за нас, сделал Его, не знавшего греха, жертвой за наш грех. Каков результат этого действия? Для чего Бог совершил это? Для того, чтобы мы в Нем сделались праведными перед Богом! Таким образом, наша праведность зависит не от наших дел, а исключительно от того, что совершил Господь Иисус Христос. Он совершил все необходимое, отдал Себя за нас, чтобы мы стали праведными. А поскольку Его дело завершено полностью, значит и праведность получена нами во всей полноте. Здесь уже ничего не убавишь и не прибавишь! И вновь в отрывке Римлянам 8:29-30 нам говорится:

«Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил».

Кто оправдал нас? Кто сделал нас праведными? Не мы своими добрыми делами, а Бог! Обратите внимание на использование прошедшего времени в этом отрывке: «а кого оправдал», - говорит Слово Божье. Наше оправдание – уже свершившийся факт. Нельзя воспринимать его как результат долгого процесса, во время которого мы своим поведением шаг за шагом достигаем новых этапов, или как постоянно изменяющуюся величину, зависящую от ежедневной оценки наших дел. Напротив, наше оправдание – это дар, данный нам через жертву Иисуса и доступный всем, кто уверует, что Он – Божий Сын. Веришь ли ты, что Иисус есть Христос, Сын Божий, Мессия? Если так - значит, ты рожден свыше, ты – Божье дитя, ты спасен и праведен перед Богом независимо от твоих дел, и все эти утверждения истинны уже СЕЙЧАС!

1 Иоанна 5:1
«Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден».

Римлянам 10:9-10
«Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению».

Иоанна 1:12-13
«А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились».

Галатам 3:26
«Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;»

Подведем итог: праведными перед Богом мы становимся автоматически в момент уверования, независимо от наших дел. И если мы как прежде испытываем чувство вины и осуждения, то эти чувства НЕ от Бога. Ведь Он Сам сделал нас праведными! А значит, осуждению не место в нашей жизни. Конечно, мы не застрахованы от совершения ошибок, но реакцией на эти ошибки ни в коем случае не должно стать осуждение. Совершив ошибку, мы должны исповедаться перед Богом, искренне покаяться и продолжать свой путь веры.

Анастасиос Kиoyлaxoглoy

Русский: Julia Popova (Christian-translation.com)