Библейские Истины
Подписаться

О материальной собственности (PDF) PDF-версия

О материальной собственности

В книге Деяний Апостолов 2:41-47 и 4:32-35 мы читаем следующее:

Деяния 2:41-47
«Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме. Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви».

И Деяния 4:32-35
«У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду».

Впервые прочитав эти строки, я был совершенно ошеломлен: у верующих все было общим, они продавали свои имения и распределяли средства по нужде каждого, и не было среди них нуждающегося! Эти слова озадачили меня и вызвали массу вопросов: означает ли все сказанное, что и мы должны отказаться от любой собственности и отдать все имущество в общий фонд? Если такова воля Божья, почему мы мало слышим об этом в современных церквях, и, что еще важнее, почему мы не видим этот принцип в действии среди христиан? Правильно ли это – владеть какой-либо собственностью?

В этой статье я хотел бы осветить не только то, что в Слове Божьем сказано по поводу этих двух отрывков из Деяний, но и то, что касается темы материальной собственности в целом. И давайте условимся с самого начала, что, хотя в основном речь пойдет о материальной собственности, я считаю, что все это в равной степени относится и к любой другой собственности, доверенной нам Богом – такой, например, как наше время и наши способности.

1. Материальная собственность: ее наличие не противоречит Писанию

Спустя довольно много времени после того, как я впервые прочел Деяния 2:41-47 и 4:32-35, я понял, что отсутствие описанного в этих отрывках образа жизни в современных церквях – продажи имущества и сбора всех вырученных средств в «общий котел» – не противоречит Библии. Во 2-ой и 4-ой главах книги Деяний не говорится о том, что все верующие были обязаны продавать свое имущество и передавать вырученные деньги в общий фонд. Позиция апостолов по данному вопросу определена несколько дальше, в Деяниях 5:1-4, где сказано:

Деяния 5:1-4
«Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов. Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу».

«Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось?». Если бы Анания не стал продавать свою собственность, это НЕ было бы грехом. Грех Анании заключался не во владении материальной собственностью, а в том, что он принес лишь часть вырученных от продажи имения денег, выдавая их за полную стоимость имения. Во владении землей не было ничего противозаконного, равно как и в том, чтобы оставить себе всю выручку от ее продажи. Противозаконно было, однако, представить лишь часть вырученных средств перед Богом и церковью, выдавая их за полную стоимость земли. Анания солгал Богу, и именно этот поступок осудил Петр. Из всего этого можно заключить, что владение материальной собственностью не было грехом, а члены ранней церкви не были поголовно обязаны распродавать свою собственность.

Читая Новый Завет дальше, мы можем увидеть, что в коринфской церкви совершались еженедельные сборы пожертвований на нужды святых (1 Коринфянам 16:1). То же самое мы видим и в Деяниях 11:27-30, где по причине голода пожертвования были собраны и посланы братьям из Иудеи. Членов церкви не обязывали продавать всю их собственность, их просто просили пожертвовать, кто сколько мог. К тому же, сам факт существования нуждающихся верующих говорит о том, что у церкви не было единого фонда, скажем, в Иерусалиме, где хранились бы общие сбережения. Иначе зачем было Павлу обращаться к коринфянам с просьбой о пожертвованиях – будь у них один общий фонд, все деньги коринфских верующих уже находились бы в этом фонде.

Кроме того, в Ветхом Завете приводится много примеров людей, которых Бог благословил материальной собственностью. Авраам, Иов, Давид, Соломон, Иаков – вот лишь некоторые из тех, кто был наделен немалым благосостоянием, источником которого был Бог. Из всего вышесказанного следует, что практика, описанная в 2-ой и 4-ой главах книги Деяний, является не библейской заповедью или чем-то обязательным для любого уверовавшего, а лишь добровольным решением членов иерусалимской церкви. Бог уважает собственность, и нам не нужно чувствовать себя виноватыми в том, что мы не продали свой дом или землю и не отдали вырученные деньги на нужды общины. Однако в этих отрывках содержится напутствие, имеющее отношение не только к Иерусалиму того времени. Бог не зря включил эти отрывки в книгу Деяний. Я думаю, частично Его цель заключается в том, чтобы показать нам правильное отношение к материальной собственности. Материальная собственность и даже богатство определенно не являются грехом. Иначе нам пришлось бы вычеркнуть из Библии истории всех богатых людей, но тогда, боюсь, Библия стала бы намного короче! Бог благословляет не только духовно, но и материально. Вот что Он говорит в Малахии 3:10-12 о десятине:

Малахии 3:10-12
«Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка? Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, говорит Господь Саваоф. И блаженными называть будут вас все народы, потому что вы будете землею вожделенною, говорит Господь Саваоф».

В Псалмах 111:1-3 мы также читаем:
«Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. Сильно будет на земле семя его; род правых благословится. Обилие и богатство в доме его, и правда его пребывает вовек».

Итак, нет ничего плохого в том, что кто-то владеет собственностью. Возвращаясь к книге Деяний, не будем, однако, забывать, что наше отношение к собственности должно быть правильным. Что это значит? Это значит, мы признаем, что Бог – хозяин всего. Он – источник всего и все принадлежит Ему. Как сказал Иов, самый состоятельный человек своего времени, неожиданно потеряв все, что он имел:

Иов 1:21
«И сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно!»

Правильное отношение подразумевает признание того, что все принадлежит Богу! Издание Библии «Living Application Study Bible» дает следующий комментарий к отрывку из Деяний 4:32:

«Никто из этих христиан (имеются ввиду христиане, о которых говорится в Деяниях 4:32 – прим. авт.) не считал себя хозяином своего имущества, поэтому они могли жертвовать и делиться, заботясь о том, чтобы никто среди них не нуждался. Они не могли допустить, чтобы брат или сестра жили в нужде, в то время как другие живут в изобилии. А как вы относитесь к своей собственности? Нам следует научиться признавать, что все, что мы имеем, дано нам Богом, а мы лишь делимся тем, что и так принадлежит Ему».

В 1 Послании Иоанна спрашивается:

1 Иоанна 3:17
«А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, - как пребывает в том любовь Божия?»

Сказать нуждающемуся: «Благослови тебя Бог!», и при этом не помочь ему материально, если это в наших силах, – это не помощь.

2. Должны ли мы оказывать помощь всем без исключения?

Итак, следует ли из всего вышесказанного, что мы должны помогать всем без исключения? Означает ли это, что мы должны отвечать на любую нужду, встречающуюся нам на пути? Я думаю, что нет. В Притчах 3:27 нам сказано:

Притчи 3:27
«Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его».

Согласно заповеди мы действительно должны «не отказывать в благодеянии». Эта заповедь дана Богом и повторяется в Послании Иакова и 1 Послании Иоанна. Да, мы призваны к благотворительности и к тому, чтобы делиться тем, что имеем, с нуждающимися. Однако этим заповедь не ограничивается: далее следует два условия. Итак, мы должны не отказывать в благодеянии:

1) нуждающемуся;

2) если благодеяние нам по силам.

Первое условие подразумевает, что не все, кто нам кажется нуждающимся, нуждаются на самом деле. В 2 Фессалоникийцам 3:6-5 приводится конкретный пример такой ситуации:

2 Фессалоникийцам 3:6-15
«Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас, ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, - не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам. Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб. Вы же, братия, не унывайте, делая добро. Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата».

В фессалоникийской церкви были братья, не желающие работать. Они просто ленились. А лень, как известно, ведет к бедности (Притчи 10:4, 24:33-34). По Слову Божьему таких людей нельзя назвать «нуждающимися». Ведь вполне ясно сказано: кто не работает – тот не ест. Церкви следует не поддерживать таких братьев, а, наоборот, не сообщаться с ними, чтобы они устыдились и начали меняться. Сам Павел никогда не обращался за помощью, находясь среди них, а усердно трудился, чтобы никому не быть в тягость. Слово Божье четко определяет: если к нужде человека привела его же лень, то такому человеку оказывать финансовую помощь не следует. Его проблему не решить подаяниями: он должен работать. Это условие может показаться жестким, однако в Слове, в Притчах 16:26 сказано: «Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его». В данном случае бедность – не злоключение, а стимул, побуждающий ленивца к труду.

Второе условие гласит: «... когда рука твоя в силе сделать его (благодеяние – прим. пер.)». Здесь подразумевается, что не все может быть нам по силам. Возможно, вы видите проблемы и чувствуете нужды других, однако оказать помощь не в ваших силах. Это же условие встречается нам и в вышеприведенном отрывке из 1 Послания Иоанна: «А кто имеет достаток в мире ...». Как сказал Билл Хайбелс по этому поводу1:

«Книга Притчей советует нам не осуждать себя и не впадать в отчаяние, думая, что мы отворачиваемся от нуждающихся. В такие моменты нам стоит мягко, но уверенно, сказать: «Мне это не по силам», и доверять Богу в том, что Он найдет нужного человека для решения именно этой проблемы».

Следуя дальше, мы видим, что кроме перечисленных выше условий, есть еще и приоритеты, установленные Самим Богом. Об одном из них говорится в 1 Тимофею 5:8:

1 Тимофею 5:8
«Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного».

Из этого стиха следует, что в первую очередь мы должны заботиться о «своих домашних». На нас лежит ответственность именно им помогать в первую очередь. В Притчах 6:1-5 сказано:

Притчи 6:1-5
«Сын мой! если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого, - ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих. Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего; не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим; спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова».

Издание Библии «Life Application Bible» дает следующий комментарий к этому отрывку:

«Эти стихи апеллируют не против щедрости, а против неразумных действий, выходящих за рамки финансовых возможностей человека и доводящих его до бедности. Важно сохранять баланс между щедростью и разумным распорядительством. Бог хочет помочь нашим друзьям и другим нуждающимся, однако Он не гарантирует нам поддержку любого рискованного обязательства с нашей стороны. Точно так же важно поступать разумно, чтобы не обрекать на страдания своих родных».

Подведем итог всему сказанному:

Бог хочет, чтобы мы считали свое имущество Его собственностью и сохраняли за Ним право распоряжаться им, как Ему угодно.

Бог действительно призывает нас не отворачиваться от наших ближних, испытывающих нужду и не лишать их милосердия. Однако заповедь творить благодеяния имеет некоторые условия:

1) благотворить действительно нуждающимся и

2) благотворить тогда, когда это нам по силам.

И, наконец, наши обязательства перед родными идут первыми в списке приоритетов. От нас не требуется помогать другим, если при этом наша собственная семья живет в нужде. Однако если наши родные ни в чем не нуждаются, мы должны благотворить и другим.

3. Собственность: опасность.

Я думаю, очень немногие вопросы могут сравниться по сложности с вопросом о собственности2. Я считаю, что, говоря о собственности, важно сохранять здравый баланс. С одной стороны, в Библии ясно говорится о том, что Бог благословляет Своих детей, в том числе и материальными благами. Не менее ясно говорится и о том, что Он желает, чтобы мы мудро распоряжались всем, что Он дал нам, включая и материальную собственность. Ведь это именно ОН благословил нас этой собственностью. Он – ее хозяин. С другой стороны, Слово Божье предупреждает нас об опасности, связанной с любовью к собственности. Вот как Павел словами откровения выражает свою позицию по данному вопросу:

1 Тимофею 6:6-12
«Великое приобретение - быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости. Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями».

Мы ничего не принесли в этот мир, а значит, ничего не можем и вынести из него. Что касается материальных нужд, то все, что нам нужно – это пища и одежда. У вас есть пища и одежда? У миллионов людей, живущих на одной с нами земле, ходящих под одним с нами небом, нет и этого. Они голодают, и им не во что одеться. Будем же довольны, имея пропитание и одежду. Бог благословляет материальной собственностью, и тому есть примеры в Библии. Однако не будем забывать, что эти благословения – результат Его даяния, а не наших пожеланий. Если ВЫ стремитесь к обогащению, то вы уже впали в искушение. Как сказал Иаков об искушении:

Иакова 1:13-15
«В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть».

Если вы желаете обогащаться, будьте уверены – вы на пути ко греху. Желание обогащаться греховно и рано или поздно приводит к плачевным последствиям. Причем проблему представляет не богатство как таковое, а стремление человека к обогащению. Стремитесь ли вы обогатиться еще больше? Желаете ли вы этого? Если это так, то вы сбились с верного пути, и вам необходимо срочно изменить свое отношение. Иов считался богатейшим человеком востока, однако не был привязан к своему богатству! Вот его свидетельство:

Иов 31:19-28
«Если я видел кого погибавшим без одежды и бедного без покрова, - не благословляли ли меня чресла его, и не был ли он согрет шерстью овец моих? Если я поднимал руку мою на сироту, когда видел помощь себе у ворот, то пусть плечо мое отпадет от спины, и рука моя пусть отломится от локтя, ибо страшно для меня наказание от Бога: пред величием Его не устоял бы я. Полагал ли я в золоте опору мою и говорил ли сокровищу: ты - надежда моя? Радовался ли я, что богатство мое было велико, и что рука моя приобрела много? Смотря на солнце, как оно сияет, и на луну, как она величественно шествует, прельстился ли я в тайне сердца моего, и целовали ли уста мои руку мою? Это также было бы преступление, подлежащее суду, потому что я отрекся бы тогда от Бога Всевышнего».

Иов был самым состоятельным на востоке человеком, однако не полагал себе опору в своем богатстве и не надеялся на него! Я думаю, именно к этому вопросу все и сводится: в чем наша опора и надежда? Опорой и надеждой Иова был Бог. Жизнь Иова зависела не от счета в банке или крупной собственности, а от Бога. Он полагался не на золото, а на Господа. И потому, лишившись всего, он смог сказать: «Бог дал, Бог взял». Даже в этой ситуации Иов оставался распорядителем вверенного ему Божьего имущества. Это не означает, что он был нерадивым и ленивым распорядителем. У него были наемные рабочие, его дело процветало и достигло небывалого для того времени размаха. Однако обратите внимание на его отношение к своему богатству. Оно не волновало его и не было для него самоцелью. Я уверен, что дела Иова шли успешно, и причиной тому были не его хитроумные расчеты, а Божье благословение. У Иова не было сомнений в том, что Бог – источник всего, и все принадлежит Ему. Он считал для себя непростительным находить радость в богатстве и опору в деньгах. Наблюдая за своим отношением, мы можем увидеть, насколько мы далеки от Иова. Как мы реагируем, когда богатство изливается на нас в изобилии? Радуемся ли мы приобретенной собственности? Что мы чувствуем, лишаясь имущества? Стоят ли финансовое благополучие и обогащение в списке наших целей? Бог благословляет людей и материальными благами, но зачем же сводить весь смысл жизни только к ним? Зачем стремиться к богатству? Имея пропитание и одежду, БУДЕМ ДОВОЛЬНЫ – так сказано в Слове! Смыслом нашей жизни должно быть не богатство, а БОГ. Нашей надеждой должен быть не счет в банке, а ГОСПОДЬ. И полагаться мы должны не на золото, а на Христа!

Притча о богаче

Пример, противоположный Иову, мы находим в Евангелии от Луки 12:13-21, где рассказывается о человеке, понадеявшемся на свое богатство:

От Луки 12:13-21
«Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас? При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет».

Человек из этой притчи, как и Иов, был богат. Однако на этом их сходство заканчивается. Для Иова радость заключалась не в богатстве, и золото не было его опорой; для богача из притчи все было как раз наоборот. Этот богач олицетворяет собой мирского состоятельного человека. К сожалению, многие из нас выросли под влиянием мирских стандартов успеха, и, согласно этим стандартам, чаще всего наш успех определяется суммой нашего заработка. Работа, приносящая большой доход, считается хорошей, а не приносящая большого дохода – плохой. При этом о довольстве – то есть о том, чтобы быть довольным, имея пищу и одежду – не говорится ни слова. Итак, человек, описанный в притче, достиг «успеха». Его земля принесла настолько большой урожай, что он и не знал, куда девать все это изобилие. И тогда он решил: «Вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Изобилие само по себе не было злом. Земля принесла большой урожай, и человек разбогател. Само по себе это было не плохо. Плохо было то, как этот человек отнесся к изобилию и как решил им распорядиться. Такой же выбор стоит и перед нами: как мы распорядимся богатством? Возможно, вы скажете мне: «Брат, я зарабатываю так, что только на жизнь хватает... так что это не обо мне». Слава Господу, что вам хватает на жизнь! Будьте довольны этим. Однако я считаю, что эта притча была рассказана не только для богачей. Она об обычном человеке, который однажды лег спать, а наутро проснулся богатым. Если у вас нет четкого представления о том, что делать с богатством, и вы понятия не имеете о библейских принципах, призванных быть ориентирами в данном вопросе, то, разбогатев, как этот человек или как Иов, вы можете оказаться в западне и впасть в искушение. Итак, проблема героя притчи была не в самом богатстве, а в том, как он отнесся к нему. Что бы он ни говорил, чаще всего слышатся слова «я» и «мое». А какую роль играет во всем этом Бог? Где благодарность Богу? Где признание того, что все принадлежит Ему одному, а мы – лишь распорядители Его имущества и не должны испытывать привязанности к вверенным в наше распоряжение вещам. Хозяин всего – Бог, а не мы. Таким образом, этот человек не признал в Боге Даятеля своего благосостояния и не воздал славу Хозяину всего. Вместо этого, он все объявил своей собственностью. В этом заключалась его первая ошибка, за которой последовали и другие: «Сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое». Планы, планы без конца. А все для чего? Не для того, чтобы помочь бедным и нуждающимся, не для того, чтобы пожертвовать на богоугодное дело, и даже не для того, чтобы поделиться со своими родными и друзьями. Строя планы, он думал только о себе. «... И скажу [я] душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Его благополучие всецело зависело от богатства. В богатстве он находил радость. Теперь он думал так: «Вот можно и отдохнуть... цель достигнута – ешь, пей и веселись». Есть много людей, чей смысл жизни сводится к следующему: «Ешь, пей, веселись. Ни о чем не заботься! Старайся заработать побольше, чтобы потом или уже сейчас ты мог позволить себе есть, пить и веселиться». Возвращаясь к нашей притче, мы видим, что очередной глупостью богача были его планы, которые он строил с уверенностью человека, собирающегося жить на земле вечно. Однако Бог прервал его самолюбивые мечты о будущем, сказав: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?». «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет». Этот человек был безумцем. Он сделал богатство своей опорой, наивно полагая, что оно избавит его от проблем. Иначе говоря, он поступил прямо противоположно тому, как поступал Иов – положил в золоте опору свою. Иисус предупреждал: «Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения». Жизнь человека не зависит от того, что он имеет. И конец истории подтверждает эту истину: еще днем богач предавался мечтам о безоблачном будущем, полагаясь на свое богатство, а ночью его постигли боль и смерть.

О планах на будущее стоит сказать, что в них как таковых нет ничего плохого; плохо лишь, если эти планы эгоцентричны, как это было в данном случае. Иаков пишет в своем послании:

Иакова 4:13-16
«Теперь послушайте вы, говорящие: `сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль'; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: `если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое', - вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло».

Иаков осуждает здесь не планирование само по себе, а планирование, осуществляемое в угоду своему «Я». Одному Богу известно будущее. Мы же не знаем ничего и не можем с уверенностью предсказать, что произойдет в следующее мгновение. Вполне может случиться, что через час нас уже не будет в живых. Кто знает? Можете ли вы знать? Знает только Бог. Намерения богача из притчи, рассказанной Иисусом, как и намерения людей, о которых говорит Иаков, были всего лишь тщеславием. «Если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое» – вот правильное планирование будущего. Планирование даже полезно, ведь мы должны наилучшим образом распоряжаться тем, что вверено нам Богом. Плохо только, если мы полагаем свою надежду в имуществе, вверенном нам Богом, вместо того, чтобы полагаться на Бога. Такое отношение неизбежно приведет к катастрофе.

Притчи 11:28
«Надеющийся на богатство свое упадет ...».

А в Псалме 1:1-2 сказано:
«Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых […], но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!»

Счастье зависит не от того, как велико ваше имущество, а от того, насколько вы близки к Господу. Надеясь на богатство, вы упадете, а находя радость в Слове Божьем – будете счастливы.

Анастасиос Kиoyлaxoглoy

 

 



Примечания

1. Bill Hybels, Making Life Work, Intervarsity Press, p.69

2. Позвольте мне еще раз уточнить, что под собственностью здесь подразумевается не только материальная собственность, но и все, чем мы владеем: например, наши способности или время. Время – тоже дарованное нам благо, и мы должны благоразумно распоряжаться им.