Библейские Истины
Подписаться

Иоанн Креститель: Божий генерал (PDF) PDF-версия

Иоанн Креститель: Божий генерал

Недавно я прочитал книгу «Божьи генералы». Для тех, кто ее не читал, вкратце поясню: в ней говорится об известных служителях, действовавших на мировой сцене в девятнадцатом и двадцатом веках. О каждом из представленных в ней служителей приводится биографическое описание их взлетов и падений, вместе с комментариями автора. Под влиянием этого, сегодня я хотел бы посмотреть, что записано в Библии об одном из самых известных Божьих генералов - об Иоанне Крестителе.

1. Люди в Библии: обычные смертные

Я верю, что Бог поместил в Библии истории таких людей, как Иоанн, Павел, Илия и др., чтобы научить нас на примере их жизней. Многие, как правило, думают, что эти люди были какими-то сверхличностями и мало или совсем ничего общего не имеют с остальными из нас. Однако, дело здесь не в этом. Иаков, характеризуя Илию, говорит о нем:

Иаков 5:17
«Илия был человек, подобный нам».

И как Петр ответил Корнилию, когда тот, павши, поклонился ему.

Деяния 10:26
«…встань; я тоже человек».

И ранее, когда люди в удивлении смотрели на Петра и Иоанна после исцеления хромого, Петр сказал:

Деяния 3:11-13, 16
«…мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит? Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса… И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами».

Люди Божьи, о которых мы читаем в Библии и удивляемся, какие чудеса Бог творил через них, были обычными смертными. Каждый из них был «человек, подобный нам» (Иакова 5:17). Как Павел говорит во 2 Послании к Коринфянам 3:4-6:

«Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа, не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа».

Именно БОГ и есть наша способность. Иоанн, Павел, Петр, Илия были не более «способны», чем любой из нас. Не требуется быть сверхчеловеком, сверхспособным, чтобы делать то, к чему призвал Бог. Это ОН сверхспособный, и, конечно же, Его способности достаточно для нас, точно так же, как и для любого человека в прошлом, желавшим ходить с Ним.

2. Иоанн Креститель: его призвание

После этого небольшого вступления, давайте теперь перейдем к Иоанну Крестителю. Ангел, провозгласивший о рождении Иоанна Крестителя его отцу, сказал о нем:

Луки 1:15-17
«…ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный».

И как сказал позже Иисус:

Матфея 11:9-11a
«Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя».

Иоанн был «велик пред Господом» (Луки 1:15). Из рожденных женами не было никого больше Иоанна Крестителя. Жизнь Иоанна имела определенное предназначение. Он должен был стать предтечей Господа Иисуса Христа, «дабы представить Господу народ приготовленный» (Луки 1:17). Ему предстояло выполнить миссию, и он был освящен для нее еще до своего рождения. Однако, это справедливо не только для него. Тоже самое можно сказать и о нас. Как говорится в Писании, Бог нас предузнал (Римлянам 8:29), и каждому даровано Им в теле Христовом определенное предназначение (1 Коринфянам 12:8). Как у Иоанна предназначением было стать предтечей Христа, и оно было определено Богом, так и мы имеем предназначение в теле, призвание, которое Бог определил особо для каждого из нас. Мы не случайно на этой земле, наоборот, нас хорошо знают – может быть, не люди, но Бог, наш Отец, наверняка.

3. Иоанн Креститель: в пустыне

О времени, до того, как Иоанн начал проповедовать, написано немного. Евангелие от Луки 1:80 обобщает этот период следующим образом:

Луки 1:80
«Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю».

Иоанн был в пустыне до дня явления своего Израилю. Он с самого начала имел предназначение. У ВСЕХ нас есть предназначение в теле Христовом, однако, то, что это за предназначение и как оно будет проявляться, определяет БОГ. Об этом говорится в 1 Коринфянам 12:18

I Коринфянам 12:18
«Но Бог расположил члены, каждый в [составе] тела, как Ему было угодно».

Нам не нужно искать себе место в теле Христовом. Бог уже поместил нас туда – и сделал это, как Ему угодно. Лишь ОН один создал для тебя предназначение. Он освятил тебя для этого предназначения и снарядил тебя для его выполнения. Более того, Он также определил, что ты будешь делать и каким образом ты будешь функционировать. Призвание Иоанна заключалось в том, чтобы приготовить путь Господу, и он знал об этом с самого раннего возраста. Кто-то представит себе, что, как только он об этом узнал, он должен был оставить все и начать проповедовать. Однако Иоанн сделал это только после того, как «был глагол Божий к Иоанну» (Луки 3:1-6). Когда он получил слово от Господа, тогда и только тогда он начал действовать. Действительно, в Луки 3:1-6 нам сказано:

Луки 3:1-6
«В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И [после того, как слово Божье к нему пришло – прим. авт.] он проходил по всей окрестной стране Иорданской, ПРОПОВЕДУЯ крещение покаяния для прощения грехов, как написано в книге пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие».

Бог дал Иоанну особое предназначение. Он должен был стать предтечей Господа Иисуса Христа, приготовить путь Господу и проповедовать крещение покаяния. Он мог бы сразу незамедлительно приступить к активным действиям, которые, по его мнению, наилучшим образом помогли бы ему достичь цели. Он мог бы представить тысячу идей о том, как ему лучше выполнить свою миссию. Но он так не делал. Вместо этого он ожидал слова от Бога. И как только он его получил, не раздумывая ни секунды, он начал исполнять то, что ему было сказано: проповедовать крещение покаяния для прощения грехов. Бог определил для нас предназначение в теле Христовом, также определив, каким образом и что именно мы будем выполнять. Иоанн начал проповедовать, только когда к нему «был глагол Божий» (Луки 3:2). И это произошло… в пустыне. Она стала «центром подготовки» Иоанна. Времена, которые мы, порой, совсем не ценим, пустыни, могут, в действительности, быть тем временем, которое Бог использует для нашей подготовки. Затем, когда плоть и ее дела будут сломлены там, в «пустыне», мы будем готовы исполнить не то, что, на наш взгляд, мы должны делать для Него, но то, к чему Он - от начала - нас призвал.

4. Иоанн Креститель: народ приходит к нему

Далее в Евангелие от Луки говорится:

Луки 3:7-9
«[Иоанн] приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь»

«…Приходившему креститься от него народу». Не Иоанн старался привлечь это множество народа. Уж он точно не был дипломатичен, когда называл свое поколение «порождением ехидны». Очевидно, что он не пытался их ублажать. Напротив, он говорил то, что было угодно Богу, и в том объеме, в котором Он этого хотел.

Служение Иоанна процветало, когда он следовал тому, к чему призвал его Бог. Он не сделал никакого чуда (Иоанна 10:41), по крайней мере, об этом нигде не упоминается. Он не рекламировал себя. Но люди знали, что они встретили пророка. Сегодня есть люди, которые ходят и говорят о себе: «я учитель», или: «я пророк». Иоанн этого не делал. Он не устраивал кампанию, выставляя себя пророком. На самом деле, мы нигде не находим, чтобы он говорил о себе как о пророке. И, тем не менее, люди это знали. Господь Иисус также подтвердил это.

Если бы Иоанн был сегодня жив, к нему, наверное, приходили бы миллионы. Однако он не гонялся за множеством. Когда его служение достигло небес, когда к нему приходили толпы и каждый думал, что он, возможно, и есть Христос, Иоанн «объявил и не отрекся» (Иоанна 1:20):

Иоанна 1:20-23
«Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос. И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет. Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия».

Иоанн не пытался взять себе такие известные звания, как Христос, Илия или пророк, хотя звания Илии или пророка очень хорошо бы ему подошли. Но не в этом была суть. Суть была в том, что он делал то, к чему он был призван. Он должен был стать голосом вопиющего в пустыне, и точно таким голосом он и был. Мы должны заботиться не о том, чтобы удостоиться звания, сделать себе имя, но чтобы делать то, что Бог предназначил нам исполнять, чем бы это ни было и как бы это ни называлось.

5. Иоанн Креститель: конец его служения

Популярность Иоанна была очень высока. Он был очень знаменит… Так было до начала служения Иисуса. Когда началось служение Иисуса, казалось, что служение Иоанна исчерпало себя. Популярный некогда служитель теперь наблюдает, как толпы народа оставляют его и следуют за Господом. Какова была его реакция? В Послании Иоанна 3 главе говорится:

Иоанна 3:26-30
«И пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему. Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать [на] [себя], если не будет дано ему с неба. Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним. Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться».

Иоанн не гонялся за публикой, поэтому он спокойно себя чувствовал, видя, как умаляется его служение. На самом деле он радовался, осознавая, что его служение состояло в том, чтобы приводить людей не к себе, но ко Христу. Иоанн окончил свое служение в темнице, где он был обезглавлен. В Послании к Евреям 11 главе говорится о тех, кто, подобно Иоанну, умерли мученической смертью:

Евреям 11:35-38
«Жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли».

Иоанн – как и те люди из Послания к Евреям 11:35-38 – был человек, подобный нам. Да, он был определен к исполнению того, для чего его призвал Бог. Он мог бы отвергнуть свое призвание и просто жить, как и все другие его современники (ему было около 30!). Так было бы гораздо проще. Разве не так? Однако он предпочел следовать за Богом. Будучи верующими, вы, возможно, переживаете времена дискомфорта, времена, когда приходится выбирать узкий путь. Вы сможете выстоять в такие времена, только если ваше видение, то, куда направлен ваш взгляд, - это Господь Иисус Христос. И опять, как сказано в Послании к Евреям:

Евреям 12:1-2
«Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия».

Единственный способ пройти предлежащее нам поприще – это смотреть на Иисуса Христа. Не на видимое, а на невидимое - на вечное.

2 Коринфянам 4:18
«когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно».

Так поступал Иоанн, так же должны поступать и мы.

Анастасиос Kиoyлaxoглoy