Библейские Истины
Подписаться

«Если хочешь» или «если можешь»? (PDF) PDF-версия

«Если хочешь» или «если можешь»?

В Марка 1:40 мы читаем:

Марка 1:40
«Приходит к Нему [к Иисусу – прим. авт.] прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить».

В 9 главе того же Евангелия мы читаем историю еще одного человека – отца, обращающегося за помощью к Иисусу:

Марка 9:21-23
«И спросил [Иисус] отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно [дух] бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: ЕСЛИ СКОЛЬКО-НИБУДЬ МОЖЕШЬ ВЕРОВАТЬ, ВСЁ ВОЗМОЖНО ВЕРУЮЩЕМУ».

В обоих случаях речь идет о страдающих людях, обращающихся за помощью к Иисусу и начинающих формулировку своей просьбы со слова «если». Тем не менее, это были два совершенно разных «если», как и ответы Господа на две эти просьбы. Итак, прокаженный сказал: «Если хочешь, можешь меня очистить». Если Иисус хотел его исцеления, если на то была Божья воля и желание, у этого человека не было сомнений в том, что Он может это сделать. Он был уверен, что решение его проблемы зависело не от способности Господа, а от Его желания совершить исцеление. Относительно любой проблемы – вопрос не в том, может ли Господь, вопрос в том, хочет ли Он. Вера не основывается на уверенности в том, что Господь сделает все, о чем бы мы ни попросили, независимо от того, угодно Ему это или нет. Вера основывается на утверждении: «Если Господу угодно, то Он может это сделать». Вера всегда делает упор на волю Господа, а не на Его способность. Его способность сделать что-либо принимается безоговорочно. «Если хочешь, можешь меня очистить». Да, это «если» здесь совершенно уместно. ЕСЛИ ГОСПОДЬ ХОЧЕТ, ТО, РАЗУМЕЕТСЯ, ОН СМОЖЕТ. Возможно, вы не получите ответ на вопрос. Возможно, не все станет для вас ясным. Однако просто придите к Господу, как этот прокаженный, с верой в то, что если Ему будет угодно, Он сможет сделать то, о чем вы просите. Попросите Его о том, чтобы Его воля совершилась, и примите результат как дело Его рук. Так поступил и Христос ночью в Гефсиманском саду:

Луки 22:41-42
«И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет».

Иисус знал, что Его распятие было не во власти сатаны или иудеев. Если Богу было угодно, Он мог бы избежать этой участи. И, принимая эту участь, эту «чашу», Он испил ее, зная, что принимает ее из рук Отца («...неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне ОТЕЦ?» (Иоанна 18:11)). Он молился об этом. Если вы обращаетесь в молитве к Господу с верой в то, что Он сможет помочь, если Ему это будет угодно, а то, о чем вы просите Господа, не происходит, то это не потому, что Он не услышал вашу молитву, а потому, что такова Его воля. С какой бы просьбой вы ни обращались к Господу в молитве, имея веру, основанную на утверждении: «Если Тебе угодно, то Ты сможешь это сделать», можете быть уверены, что, если на то есть воля Божья, вы получите просимое. Так обратился к Господу прокаженный – имея веру в то, что Господь мог исцелить его, если Ему это было угодно, и так он в итоге был исцелен.

Однако во втором случае все было иначе. Читая эту историю, мы видим, что обратившийся к Господу человек также начал свою просьбу со слова «если». Однако за этим «если» стояло совсем другое условие, нежели то, что сказал прокаженный. Его условием было не «если хочешь, можешь исцелить», а «если можешь сделать хоть что-то...». В отличие от прокаженного, этот человек ставил под сомнение не желание Господа, а Его СПОСОБНОСТЬ. Именно поэтому Господь ответил на его просьбу не прямым действием, а укором:

Марка 9:23
«Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему».

Господь ответил на его слова «если можешь...» аналогичными словами. «Если можешь веровать». Веровать во что? В то, во что верил прокаженный, а именно «если хочешь, можешь это сделать». Разница между верой и неверием равна разнице между этими двумя высказываниями: «если хочешь, можешь это сделать» и «если можешь хоть что-то сделать...». В первом случае, если Господу угодно, то Он действует незамедлительно. Во втором же случае Он отвечает: «Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему». Однако, на этом Он не останавливается. Если на что-либо есть Его воля, Он идет навстречу искренне ищущим Его, как Он и сделал в ситуации с этим человеком:

Марка 9:24-27
«И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал».

Господь помогает, исцеляет и укрепляет. Он не закрывает глаза на неверие, а, наоборот, порицает его, помогая, тем не менее, всем, кто искренне ищет Его. Поэтому Он и исцелил отрока в этой истории, так же, как Он ранее спас Петра, начавшего тонуть посередине озера (Матфея 14:28-31), и как Он пришел на помощь перепуганным до смерти ученикам, попавшим в бурю (Марка 4:37-41). Можете ли вы представить себе, чтобы Он позволил Петру утонуть по причине его маловерия? Нет, Он не бросил его. Как только Петр воззвал к Нему, Он тотчас же протянул ему руку и поддержал его, а затем укорил его в маловерии. Господь никогда не отвергнет того, кто искренне просит Его о помощи. Если кто-то взывает о помощи, Господь тут же протягивает руку. Как великодушен наш Господь! Вопрос не в том, может ли Он нам помочь, а в том, угодно ли Ему это. И в своих молитвах мы должны делать упор именно на Его волю. «Если хочешь, можешь сделать это». Если же нет, то «да будет воля Твоя» (Матфея 26:42). А выражение «если можешь хоть что-то...» - признак неверия, порицаемого Господом. Однако, даже если человек имеет малую веру и даже если он тонет в отчаянии, как Петр, и тем не менее обращается всем сердцем к Господу, Господь не бросит его в беде. Все, что нужно, это крик о помощи, и Господь протянет руку и спасет. Он не позволит погибнуть ни одной душе, искренне взывающей к Нему о помощи.

Анастасиос Kиoyлaxoглoy