Библейские Истины
Подписаться

Враг, духовная война и победители (PDF) PDF-версия

Враг, духовная война и победители

Я думаю, мало кому нравится слушать разговоры о войнах, битвах и врагах. И все же, любой согласится, что если враг существует, нет ничего хуже, чем закрывать глаза на этот факт и жить самообманом, представляя, что врага на самом деле нет. Слово Божье не оставляет без внимания нашего врага, называемого Дьяволом, равно как и войну, которая ведется против него. Более того, оно предполагает, что мы должны быть осведомлены о своем враге и его умыслах. Так, во 2 Коринфянам 2:11 сказано:

2 Коринфянам 2:11
« ... чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы».

Если кто-то и хочет, чтобы мы оставались в неведении относительно Дьявола и его умыслов, то уж точно не Бог, ведь Он Сам в Своем Слове говорит, что умыслы сатаны должны нам быть «НЕ безызвестны». Взяв эту мысль за отправную точку, далее мы попытаемся исследовать Слово Божье с целью узнать, что в нем говорится о нашем враге, о сражении с ним и о том, как мы можем устоять против него.

1. Две противоборствующие силы

Факт существования двух противоположных сил, борющихся друг с другом даже по сей день, становится явным из отрывка Колоссянам 1:12-13, где говорится о верующих:

Колоссянам 1:12-13
« ...благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего».

Кроме того, в Книге Деяний 26:17-18, Иисус, обращаясь к Павлу, говорит ему о его миссии:

Деяния 26:17-18
« ...избавляя тебя от народа Иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными».

И в Ефесянам 5:8, где вновь говорится о нас, написано:

Ефесянам 5:8
«Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе…».

Из этих отрывков следует, что мы некогда были «тьмой» (Ефесянам 5:8) и находились под «властью сатаны» (Деяния 26:17). Однако услышав Слово Божье об Иисусе Христе, приняв его и уверовав в него, мы были обращены «от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу» (Деяния 26:17). В Ефесянам 2:1-9 дается хороший обзор нашего прошлого и нынешнего состояний:

Ефесянам 2:1-3
«И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие».

Жить в таком состоянии поистине ужасно, однако наше нынешнее состояние совсем иное, и об этом говорится дальше:

Ефесянам 2:4-9
«БОГ, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены, - и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился».

Все мы некогда были под властью духа, «действующего ныне в сынах противления», то есть Дьявола, и брели в кромешной тьме. Но однажды мы уверовали в Господа Иисуса Христа и Его воскресение, и эта вера спасла нас (Римлянам 10:9). Несмотря на то, что мы были мертвыми в своих грехах, Бог оживотворил нас и воскресил нас со Христом. А как же все другие люди, которые пока не уверовали? Они все там же, где некогда были мы – во тьме и под властью сатаны. Во 2 Коринфянам 4:3-4 сказано:

2 Коринфянам 4:3-4
«Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого».

Кто этот «бог века сего», ослепляющий людей и не дающий им увидеть свет благовествования о славе Христа? Очевидно, тот же, кто ослеплял и нас, то есть Дьявол.

Кроме того, во 2 Тимофею 2:25-26 говорится:
« ...с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю».

Мы тоже когда-то жили так, однако теперь этому пришел конец. Бог избавил нас и обратил нас «от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу». Однако это еще не значит, что теперь мы навсегда избавлены от столкновений с Дьяволом. Бог и Дьявол враждуют друг с другом, а значит, ведется война, в которой призваны сражаться и мы.

2. Духовная война

Война, о которой здесь пойдет речь, описана в Ефесянам 6:10-18. Начнем со стихов 10-12:

Ефесянам 6:10-12
«Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных».

Как видно из этого отрывка, между нами и Дьяволом с его темными силами ведется некая брань [т.е. война или сражение – прим. пер.]. Эта война ведется не против плоти и крови, то есть не против людей, а против начальств и властей, против мироправителей тьмы века сего и против духов злобы поднебесных. К счастью, в этой войне мы не безоружны, ибо Бог дает нам всеоружие, облекшись в которое, мы способны одержать победу. Всеоружие Божье подробно описано в стихах 13-18:

Ефесянам 6:13-18
«Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых».

Обратите внимание, что это не наше, а «Божье всеоружие». Именно Он снаряжает нас им, чтобы мы успешно сражались в духовной войне. От нас не требуется изобретать какие-то средства защиты, мы просто должны облечься в то, что приготовил для нас Бог. Делая так, мы можем быть уверены, что сможем «противостать в день злый и, все преодолев, устоять».

О духовной войне и об оружии, которым снаряжает нас Бог в это сражение, также говорится во 2 Коринфянам 10:3-5:

2 Коринфянам 10:3-5
«Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем. Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу».

Здесь нам вновь говорится о том, что как сама война, так и оружие нашего воинствования, не плотские. Если война ведется не по плоти – значит она духовная, то есть это та же самая война, о которой говорится в 6 главе Послания к Ефесянам. Как раз в этой главе мы и читали о всеоружии Божьем, данном нам, чтобы мы могли устоять против Дьявольских козней. Из последнего отрывка мы узнаем, что оружие, данное нам Богом для сражения – не плотское, но «сильное Богом на разрушение твердынь: им ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу».

Так или иначе, оба эти отрывка приводят нас к заключению о существовании войны – не плотской, а духовной. Это незыблемый факт, истина, провозглашенная Богом в Его слове для нашей же пользы. Нравится нам это или нет, истина остается истиной. Сражаемся ли мы в духовной войне или нет, сам факт того, что война ведется, неизменен. Единственное, на что мы в силах повлиять, это исход войны: либо мы делаем вид, что ее не существует и не облачаемся в доспехи Божьи – в этом случае нас просто поглотит наш враг (1 Петра 5:8-9), либо мы облачаемся в Божьи доспехи и противостоим врагу – и тогда исходом духовной войны будет наша победа.

3. Гонения, скорбь и избавление

Итак, узнав о духовной войне, в которой нам предстоит сражаться, рассмотрим, что именно эта война может означать для нас в повседневной жизни. С таким противником, как Дьявол, вполне естественно ожидать коварных действий с его стороны. Начнем наш разбор Писания с Евангелия от Иоанна 15:18-21:

Иоанна 15:18-21
«[Здесь Иисус обращается к Своим ученикам – прим. авт.] Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня».

Очевидно, быть «в мире» - совсем не то же самое, что быть «от мира». Это становится ясным из того, что в Иоанна 17:11 сказано, что ученики (а по аналогии с ними, и мы) все еще «в мире», тогда как в вышеприведенном отрывке говорится, что мы не «от мира». Разница действительно велика, так как те, кто «от мира», живут под властью совершенно иного правителя, нежели те, кто не «от мира», то есть мы с вами. Кто этот правитель людей «от мира»? Ответ мы находим в Иоанна 14:30, где Иисус, обращаясь к ученикам, сказал1:

Иоанна 14:30
«Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего».

В 1 Иоанна 5:19 также сказано:
«Мы знаем, что мы от Бога, а весь мир лежит во власти лукавого». (Перевод «Слово Жизни»)

Мы, христиане – от БОГА. Он – наш ПОВЕЛИТЕЛЬ, наш ГОСПОДЬ. Однако титул «князь мира сего» принадлежит не Ему. Напротив, как следует из вышесказанного, весь мир лежит во власти ЛУКАВОГО, то есть Дьявола, «бога века сего», как он назван во 2 Коринфянам 4:3 и «князя мира» - в Иоанна 14:30. Именно поэтому Иисус Христос предупреждает нас о том, что мир будет гнать нас. Некоторые из этого мира сохранили Его слово и последовали за Ним, другие же отвергли и гнали Его. На сегодняшний день картина та же. Некоторые, подобно нам, услышат Слово Божье, уверуют в него и обратятся от власти сатаны к Богу», тогда как другие отвергнут его и, возможно, будут гнать нас2. Однако, несмотря на угрозу этих гонений, нам не стоит падать духом. В Иоанна 16:33 Иисус сказал:

Иоанна 16:33
«Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир».

Иисус Христос прямо говорит нам о том, что в мире нас ждет скорбь. Однако на этом Он не останавливается, а ободряет нас, говоря: «Мужайтесь: Я победил мир». Более того, Он, победивший этот мир, Сам пребывает в нас. Об этом сказано в Колоссянам 1:27:

Колоссянам 1:27
« ...Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы».

Также и во 2 Коринфянам 13:5 нам задается вопрос:
«Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас

Христос, победивший мир, живет в нас сегодня и сейчас. В 1 Иоанна 4:4 говорится:

1 Иоанна 4:4
«Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире».

Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире – то есть, больше Дьявола. Гонений и скорби не избежать, Слово ясно говорит нам об этом. Но оно также говорит нам и о том, что Господь избавит нас. Во 2 Послании Тимофею 3:10-12 Павел лично свидетельствует:

2 Тимофею 3:10-12
«А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь. Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы».

Кто сказал, что раз мы христиане, то не будем подвергаться гонениям? В Слове Божьем ни о чем подобном не говорится, наоборот, в нем черным по белому написано: « ...все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы». Итак, будем же мужественны, если нас постигнут гонения, ведь они постигают только тех, кто воистину посвятил жизнь Богу и «желает жить благочестиво в Иисусе Христе». Это отнюдь не означает, что теперь вся наша жизнь будет состоять из сплошных гонений. Павел перенес множество гонений и страданий, но он сам сказал: « ... и от всех избавил меня Господь». Гонения – лишь одна сторона медали, другая ее сторона – избавление, посылаемое Господом. Несколько дальше в том же послании Павел вновь свидетельствует:

2 Тимофею 4:16-18
«При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им! Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей. И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь».

Для Божьей семьи, для церкви3, принцип «один за всех и все за одного» должен быть естественным. К сожалению, как следует из этих стихов, это происходит не всегда, так как зависит от того, живут ли все члены семьи по духу (по новой природе) или по плоти (по ветхой природе). В данном случае, все оставили Павла. Мужа Божьего, столь усердно трудившегося на Его ниве, служившего Его народу, ободрявшего и наставлявшего верующих в Слове Божьем, оставили все, кроме одного: Господь был единственным, Кто его не бросил. Впрочем, только на Его верность и поддержку мы можем рассчитывать безоговорочно, ведь Он Сам пообещал нам в Послании к Евреям 13:5-6:

Евреям 13:5-6
« [...] НЕ оставлю тебя и НЕ покину тебя, так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?»

Все могут оставить и покинуть вас. Но Господь никогда не оставит, Он всегда придет на помощь уповающим на Него. Павел смело заявляет: «И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства». В Римлянам 8:35-36 мы также читаем:

Римлянам 8:35-37
«Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас».

Говорится ли в этих стихах о том, что скорби в нашей жизни не будет? НЕТ, в них говорится о том, что эту скорбь мы сможем преодолеть, равно как и голод, наготу, опасность, меч и т.п. Кто сказал, что раз мы христиане, то ничего такого с нами не случится? Слово Божье не утверждает ничего подобного. В Слове сказано, что «все это [то есть, любое из перечисленного может произойти и в нашей жизни – прим. авт.] преодолеваем силою Возлюбившего нас».

Итак, в заключение: существует духовная война, в которой нам предстоит сражаться. В этой войне мы не беззащитны, а снаряжены Божьими доспехами и духовным всеоружием. К тому же, на нашей стороне Бог – Тот, Кто больше и сильнее всех, Тот, Кто лучше всех знает, как избавить нас от козней и искушений врага. Не удивляйтесь, если князь мира сего пошлет вам жестокие гонения. В этом нет ничего странного и может означать лишь одно: вы доставляете неприятности ему и его царству. В скорби оставайтесь верными Богу, ибо, как сказано во 2 Послании Петра 2:9: « [...] знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения4».

Анастасиос Kиoyлaxoглoy



Примечания

1. См. также Иоанна 12:31, 16:11.

2. Здесь стоит отметить, что гонений можно ждать не только от мира, но и от людей, которые, хотя и принадлежат Богу, продолжают жить по плоти (ветхой природе). Подробно дела плоти описаны в Галатам 5:19-21.

3. Здесь Павел говорит именно о людях из церкви. Люди мира не могли оставить его, так как изначально не были с ним заодно.

4. Объединяя два отрывка, 2 Тимофею 3:2 и 2 Петра 2:9, мы получаем полную картину о гонениях благочестивых. С одной стороны, во 2 Тимофею 3:12 сказано, что «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы». То есть, гонения – дело Дьявола. С другой стороны, во 2 Петра 2:9 сказано, что «знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения». Божье дело – наше избавление.