Библейские Истины
Бесплатная подписка

«Бедный я человек!»: краткий комментарий к 7 главе Послания к Римлянам (PDF) PDF-версия

«Бедный я человек!»: краткий комментарий к 7 главе Послания к Римлянам

Я часто слышал, как люди цитировали слова Павла из отрывка Римлянам 7:24: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?». Говоря так, они подразумевают, что эти слова относятся к нам, рожденным свыше христианам. Якобы все мы, христиане, в некотором смысле рабы греха (несколькими стихами раньше в той же самой главе Павел пишет: «...а я плотян, продан греху» (Римлянам 7:14)). Итак, они говорят: «О, бедные мы люди!», «Мы грешники, проданы греху», «Кто избавит нас от этого?».

В данной статье я представляю следующее утверждение: несмотря на то, что любящие Господа и желающие следовать за Ним (в этой статье я буду говорить только о таких людях) могут совершать много ошибок, они НЕ проданы греху и их нельзя считать бедными людьми, ожидающими избавителя. Избавитель уже пришел, и Его имя – Иисус Христос! Он открыл дверь нашей темницы и освободил нас. Мы уже не «бедные люди». Когда-то мы ими БЫЛИ, мертвые по своим преступлениям и грехам (Ефесянам 2:1). Но мы больше не мертвы! Бог оживотворил нас вместе со Христом даром благодати на основании одной только нашей веры (Ефесянам 2:5)! И теперь мы – «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петра 2:9). Вот истина Слова Божьего.

Тем не менее, мы имеем право задать вопрос – о каком бедственном положении пишет Павел в 7 главе Послания к Римлянам? О ком он говорит? Почему он пишет как бы о себе и в настоящем времени, как будто все это происходит с ним в данный момент? Что ж, за ответом далеко ходить не надо. Все, что нам нужно – это прочесть контекст, в котором употреблены вышеупомянутые фразы, т.е. полностью 7 главу. Рассмотрев 7 главу Послания к Римлянам, мы увидим, что основной темой главы является закон и то, как для человека, имеющего только греховную природу Адама, невозможно этот закон исполнить. Говоря об этом, Павел рассуждает в первом лице настоящего времени образно, а не буквально. Иначе говоря, хотя нам и кажется, что он говорит лично о себе, на самом деле он делает это лишь образно, ставя себя на место тех, к кому все сказанное непосредственно относилось. Откуда нам это известно? Прочтем, к примеру, отрывок Римлянам 7:7-10:

Римлянам 7:7-10
«Что же скажем? Неужели [от] закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай. Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв. Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер».

Словами «без закона» описывается то время, когда закон еще не был дан, за сотни лет до рождения Павла. Поэтому, в данном случае употребление Павлом первого лица единственного числа («я») в предложении: «Я жил некогда без закона» возможно лишь образно. В то время он еще не родился, но он образно ставит себя на место живших в то время людей, говоря: «Я жил». То же самое касается и следующей части отрывка, в которой говорится: «но когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер». Заповедь была дана через Моисея, и в то время Павла тоже еще не было на свете. Очевидно, что и здесь он говорит о себе (в первом лице единственного числа) ОБРАЗНО, а не буквально. Аналогичным образом построена вся 7 глава. Павел много раз употребляет форму первого лица единственного числа в настоящем времени, подразумевая на самом деле ПРОШЕДШИЕ события. Цель этого приема – сделать повествование более живым и подчеркнуть контраст между прошлым и настоящим (настоящее Павел описывает в 8 главе). Основная тема 7 главы – время до Христа. До Христа действовал закон, который, хотя он и был добрым, святым и справедливым, невозможно было соблюсти людям, не имеющим ничего, кроме греховной, плотской1 природы. Как Павел и пишет:

Римлянам 7:12, 14
«Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра. [...] Закон духовен, а я плотян, продан греху».

Был ли Павел действительно «плотян» (жил по плоти, по греховной природе), когда писал об этом? Имел ли он только лишь греховную природу Адама? Был ли он «продан греху»? Ответ однозначен: НЕТ. В сердце Павла, как в сердце любого рожденного свыше верующего, жил Христос. Христос освободил его, и на тот момент он уже был рожден свыше и спасен. Что же он имеет в виду, говоря: «я продан греху»? Здесь подразумевается век закона, который является основной темой 7 главы. В век закона рождения свыше не было вообще! Человек не мог обрести новую природу! Все это стало доступно нам лишь после жертвы Иисуса, а до того, в век закона, оно было невозможным. Единственная природа, которая тогда была у людей – это их ветхая греховная природа. Хотя закон был добр и свят, и праведен, он также был и духовен, а люди, находящиеся под ним, были плотскими, были проданы греху. Поэтому говоря: «а я плотян, продан греху», Павел использует местоимение «я» и настоящее время образно, ставя себя на место людей, живших в век закона, точно так же, как и в 7 стихе, говоря: «я жил некогда без закона», он подразумевает тех, кто тогда жили без закона. В момент написания 7 главы послания к Римлянам, Павел был новым творением во Христе, так же, как и многие из нас, уверовавшие в Господа Иисуса Христа, Мессию и Сына Божьего:

2 Коринфянам 5:17
«Итак, кто во Христе, [тот] новая тварь; древнее прошло, теперь все новое».

На протяжении всей 7 главы Павел пишет от первого лица единственного числа в настоящем времени. Давайте прочтем:

Римлянам 7: 15-24
«Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе [это извечная истина: в ветхом человеке, в плотской природе нет ничего доброго]; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?»

Положение человека, описанное здесь Павлом, поистине бедственное. Если не учитывать контекст сказанного и вообразить на минуту, что рождения свыше со всеми его привилегиями не существует, то можно себе представить, насколько оно бедственно. Тогда и вы сами воскликните: «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?». Однако, все сказанное здесь Павлом относится ко времени до Христа. В то время люди жаждали избавления. Да и любой из нас, живя до Христа, взмолился бы: «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?». Благая же весть в том, что около 2000 лет назад этот Избавитель явился!!! И Его имя – Иисус Христос! Павел не ставит точку на своем вопросе: «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?», а сразу же отвечает на него:

Римлянам 8:1-4
«Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе ОСВОБОДИЛ МЕНЯ ОТ ЗАКОНА ГРЕХА И СМЕРТИ. Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной [в жертву] за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу».

Некогда мы были рабами, проданными греху. Но этого уже нет! Уверовав в Господа Иисуса Христа, мы получили освобождение от рабства греха. Теперь мы имеем новую природу, ведь Христос живет в нас. Теперь мы СВОБОДНЫ. Теперь мы праведны!

Подведем итог: В Римлянам 7:24 Павел задает вопрос:

«Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?»

Двумя стихами позже следует ответ:

«... закон духа жизни во Христе Иисусе ОСВОБОДИЛ МЕНЯ ОТ ЗАКОНА ГРЕХА И СМЕРТИ».

То же самое мы находим в Галатам 5:1:

«Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства».

Мы уже не рабы, проданные греху. Мы больше не «бедные люди». Ведь Христос, наш Избавитель, явился, отдал Себя в жертву за нас и ОСВОБОДИЛ нас. Поэтому, в следующий раз, когда вы услышите от кого-нибудь эти слова: «Бедный я человек!», относящиеся к нашей жизни сейчас, вы будете точно знать, что этот человек НЕ ПРАВ. Хвала Господу и вовеки благодарение Богу, Который, отдав Своего Сына, спас нас из этого бедственного положения. Вечная Ему хвала за то, что нас, некогда «мертвых по преступлениям и грехам нашим, Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом» (Ефесянам 2:1-5). Вечная хвала Ему и Избавителю нашему Иисусу.

Анастасиос Kиoyлaxoглoy

 



Примечания

1. Термины “плотской» и «плоть» в посланиях Павла обозначают греховную природу Адама, т.е. природу, оставленную ему в результате грехопадения. Еще один термин, используемый для ее обозначения – «ветхий человек». Эта природа Адама – все, что есть у человека до того, как он уверует в Господа Иисуса Христа и Его воскресение. У живших во времена закона иной природы быть не могло. Однако в наши дни, благодаря жертве Иисуса, любой, кто исповедует Его Господом и сердцем будет веровать, что Бог воскресил Его из мертвых (Римлянам 10:8-9), будет спасен и получит новую природу. Эта новая природа в посланиях Павла обозначается терминами «новый человек» (в противоположность «ветхому человеку»), «дух» (в противоположность «плоти») и «духовный» (в противоположность «плотяному», «плотскому»). В статьях «Тело, душа и дух» и «Пятидесятница и рождение свыше» эти темы рассматриваются подробнее.